Шпионская история грозит сильно испортить отношения Украины и Беларуси. Между тем подобное развитие событий явно не в интересах официального Минска. Во-первых, Украина — важный рынок для отечественных экспортеров, а во-вторых, роль миротворческой площадки в отношении конфликта в Донбассе требует относительно спокойных контактов с Киевом.
Токсичность украинского государства
Однако выходит так, что выдержать нейтралитет и остаться над схваткой далеко не просто, так как зачастую повестку дня определяют не столько действия самой Беларуси, сколько внешние обстоятельства, связанные с нынешним характером украинского государства.
После смены власти в 2014 году и начала гражданского конфликта в Донбассе ситуация в Украине не только не стабилизировалась, но, наоборот, значительно усложнилась. Военно-политическая обстановка характеризуется переходом т. н. "антитеррористической операции" в стадию позиционной войны, а также утратой доверия граждан к основным политическим институтам. Некоторое восстановление украинской экономики после падения 2014-2016 годов практически не ощущается населением, которое в прямом смысле страдает от резкого сокращения социальной сферы. Деловые отношения и все области насквозь пронизаны коррупцией, о чем уже открыто, в лицо официальному Киеву, говорят влиятельные еврочиновники.
Внешнеполитический контекст вокруг Украины выглядит не менее сложным. К безнадежно испорченным отношениям с Россией, против "агрессии" которой украинское руководство ведет необъявленную войну, добавился кризис с Польшей, Румынией и Венгрией. В Варшаве весьма неоднозначно воспринимают героизацию УПА, а в Будапеште и Бухаресте — новую редакцию закона об образовании, отменяющую обучение на языках национальных меньшинств.
За неполные четыре года после победы Майдана новая украинская власть умудрилась создать конфликтное поле в отношениях практически со всеми соседями. И это при том, что Польша и Румыния являются основными застрельщиками американской внешней политики в Центральной Европе, то есть вроде как естественными союзниками нынешней Украины, которая не мытьем, так катаньем пытается пролезть в "цивилизованный мир". В сухом остатке получается, что современная Украина весьма токсична, больное государство по умолчанию заражает пространство вокруг себя, и так будет продолжаться до того момента, пока пациент не выздоровеет или не умрет.
Зачем Киев затеял скандал?
Что и говорить, эскалация в отношениях с Беларусью, которая к тому же имеет грех состоять в союзе с Россией, была лишь вопросом времени. И здесь совершенно не важно, что за весь этот период Минск не предпринимал никаких действий против интересов Украины, если к таковым, конечно, не приписывать голосование в ООН, где белорусская сторона отказывалась поддерживать антироссийские резолюции.
На протяжении всего периода с 2014 года в Украине распространялись самые неадекватные слухи о наличие военной угрозы со стороны Беларуси, а наша страна представлялась в общественном мнении как полигон для российской армии. Наивысшего пика эта истерия достигла во время учений "Запад-2017", и размера одной статьи не хватит для того, чтобы перечислить весь тот бред, который несли и продолжают нести по этой теме украинские генералы, политики, эксперты и журналисты. В результате все закончилось тем, что один из лидеров националистической партии "Свобода" предложил создавать в Беларуси диверсионно-разведывательные группы против России, а украинский разведчик Павел Шаройко, действовавший под прикрытием журналиста, получил из Киева задание добыть документы об учениях "Запад-2017". У белорусского руководства просто не осталось выбора, ведь когда тебя постоянно хлещут мокрой тряпкой по лицу, очень сложно сохранять спокойствие и удержаться от соблазна ответить.
В итоге украинский шпион закономерно был задержан и сейчас, находясь в СИЗО КГБ, дает исчерпывающие показания по своей деятельности. Украине был послан сигнал о том, что нельзя переступать красные линии, однако Беларусь не стала выносить негативную информацию в публичную плоскость.
Задержание Шаройко произошло 25 октября, а 2 ноября президенты Украины и Беларуси провели встречу в Абу-Даби (ОАЭ), и думается, что тогда белорусский лидер надлежаще довел украинскому коллеге позицию нашей страны, однако "с учетом характера двусторонних отношений было решено данные факты не предавать огласке". Тем не менее, в Украине предсказуемо "протекло", и это всего лишь следствие того состояния, в котором пребывает данное государство. Президент Порошенко, выступающий основным партнером Беларуси, слабо контролирует ситуацию и является даже не "первым среди равных", а просто одним из крупных феодалов на карте украинской междоусобицы.
Что ожидает белорусско-украинские отношения?
В результате украинские чиновники устроили скандал и по аналогии с ситуацией с гражданским самолетом "Белавиа", которому диспетчер киевского аэропорта угрожал истребителями, стали отрицать вину украинской стороны. К чему приведет такая тактика, уже тоже известно из истории с самолетом: белорусы малыми порциями будут выбрасывать в публичное поле доказательства причастности Шаройко к шпионской деятельности до того момента, пока отпираться станет бессмысленно.
Здесь и кроется основная загадка: сможет ли веселая ватага украинских чиновников в лице председателя парламента Парубия, министра иностранных дел Климкина, вице-спикера Рады Геращенко, посла Кизима найти в себе силы и замолчать, а затем извиниться, перевернуть неприятную страницу и вернуться к диалогу? В инциденте с самолетом Украина, скрипя зубами, под весом представленных доказательств признала свою вину, после чего конфликт был исчерпан. Представляется, что то же самое будет и в этом случае, если, конечно, у определенных кругов нет замысла "взорвать" миротворческую площадку, денонсировать Минские соглашения и перекрыть контакты с Украины с Беларусью как один из каналов соприкосновения Украины с Россией.
Тем не менее, нашей стране в отношении Украины стоит выдерживать прежнюю прагматичную линию вооруженного нейтралитета. Беларусь должна продолжать свою политику, направленную на мирное урегулирование конфликта в Донбассе, стремиться развивать здоровые торгово-экономические связи, а также по максимуму сохранить взаимодействие в иных сферах. Что касается "красных линий", то они обозначены, и когда в буйную головушку наших южных соседей в очередной раз придет шальная мысль "засылать разведывательно-диверсионные группы", то всех "разведчиков" и "диверсантов" должен ждать радушный прием, чистые полотенца и гранулированный чай в белорусских специализированных учреждениях.