МИНСК, 22 ноя — Sputnik. Стихийные мини-рынки, на которых старики продают нехитрый урожай дачных и приусадебных участков, знакомы каждому минчанину — они есть практически на каждом бойком месте города.
Возле универсама "Байкальский" в Заводском районе такой рынок существует уже долгие годы. Торгуют на нем не перекупщики, а самые обычные пенсионеры, которые предлагают продукцию со своего подворья: сезонные овощи и фрукты, зелень и цветы.
Подобные рынки можно найти почти в каждом спальном районе столицы. Sputnik выяснил, можно ли придать цивилизованную форму стихийной уличной торговле и готова ли власть пойти продавцам навстречу и поставить для удобства торговые павильоны.
А из универсама приходят конкуренты
Стихийный рынок возле универсама "Байкальский", в отличие от своих официальных собратьев, работает без выходных и при любой погоде. Снег на улице или дождь — продавцы пенсионного возраста отправляются на рабочее место, захватив с собой складной стул и тележку, загруженную товаром. Поставив на землю самодельные прилавки из картонных коробок и разложив на них овощи и фрукты, ждут своего покупателя.
Большинство коммерсантов понимают, что нарушают закон, и потому об особенностях своего "бизнеса" говорить бояться, а при виде фотокамеры вовсе разбегаются в стороны. Поясняют, мол, битые уже. Охотятся на них не только сотрудники правопорядка, но и прямые конкуренты — сотрудники "Байкальского".
"Приходят и прогоняют. Люди из магазина — работники. Мы тут убираем за собой, а они все равно", — пожаловалась одна из пенсионерок.
По мнению стариков, сотрудникам магазина есть за что на них обижаться. Рынок для покупателей стал родным, многих продавцов знают в лицо. Поэтому овощи и фрукты люди предпочитают покупать у них, а не в магазине.
Сами клиенты поясняют: бабушкам больше доверяют, поскольку они всю продукцию выращивают для себя, не используют химикатов. В магазине "все резиновое", а вкус этих продуктов чувствуется, говорят они.
Кроме того, в универсаме не слишком богатый ассортимент, а у старичков может быть именно то, что нужно.
"Мне нужен тапинамбур — земляная груша, в магазине ее не найти. Я спрашивала, там нет. По цене все устраивает — полтора рубля за кило", — призналась покупатель.
Все товары у бабушек чистенькие, с любовью отмыты, аккуратно уложены. Да и цены действительно небольшие: увесистый кабачок можно купить по рублю, а тыкву — за два.
Пожилые люди рассказывают, что продукцию выращивают у себя на участке, а продавать ее идут не от хорошей жизни.
"Никогда не думала, что мне придается эти цветочки продавать. Но когда случилось горе, дочь умерла и пришлось двух внуков поднимать, тогда я пришла сюда", — признается пенсионерка.
"Сын помер. Пенсия маленькая. Надо же куда-то деваться. Я только цветочки продаю. Посижу тут немного, пошла домой, поела — и снова сюда", — говорит другая пенсионерка.
"Мы пропахали всю жизнь, у нас стаж больший, и сейчас 300 рублей пенсии получаем. Что плохого мы делаем? У нас же вся продукция своя — на даче выращенная. И люди у нас покупают, потому что доверяют", — добавляет ее соседка.
Бабушки вне закона
Почти все горожане о рынке отзываются позитивно. Говорят, мол, пускай работает, а покупать на нем продукцию или нет — дело каждого. Тем более что ранее возле универсама был официальный мини-рынок, но потом его снесли, на освободившемся месте сделали стоянку.
"Народ по привычке приходит к бабкам", — объясняют люди.
Но у городских властей другая точка зрения.
Бывший мэр Минска Николай Ладутько в свое время объявил войну "бабушкам с укропом": на улицах был усилен контроль. Нынешний председатель Мингорисполкома Андрей Шорец также обещал ужесточить наказание за несанкционированную торговлю. Соответствующее предложение направлено в Министерство антимонопольного регулирования и торговли.
В Кодексе об административных нарушениях предусмотрено два вида штрафа за нелегальную торговлю в зависимости от вида реализуемой продукции. За несерьезное нарушение возьмут до трех базовых величин. Во втором случае — от 5 до 50 базовых.
Справедливости ради отметим: решить проблему несанкционированной торговли в городе пытались по-хорошему. Было заключено соглашение с городскими рынками, которые обязались предоставлять пенсионерам бесплатное место для торговли сельхозпродукцией весом до 20 килограммов. Но стихийные рынки стоят по-прежнему. Пенсионеры с "Байкальского" объясняют просто: почти все живут в соседнем частном секторе. По состоянию здоровья могут добраться только до универсама.
"Что мне с одной баночкой на рынок идти? У меня ноги больные. Хорошо, если сюда доковыляю. Надо домой — я пошла домой. Если бы я вам свои ножечки показала — у меня сахарный диабет", — жалуется продавец.
Женщина не понимает, из-за чего столько шуму, ведь много денег такой "бизнес" не приносит. За последние пару дней практически ничего не продала. Женщина просит, чтобы городские чиновники прониклись ее положением и проявили милосердие — "у них же тоже есть пожилые родители".
"Меня как-то просил знакомый на колхозном тюльпаны продавать. А тут приехали немецкие туристы. Столько у них впечатлений было! Стали меня фотографировать. Выскочила вся администрация и на меня — нельзя торговать! Неприятно, что перед иностранцами такое отношение проявляют", — вздыхает собеседница.
Уличные продавцы обращались в администрацию района, просили вернуть павильоны мини-рынка. Пообещали там соблюдать чистоту, но просьбы горожан не были услышаны.
"Бабку с цветочками за руки и в наручники хватают. Мне в исполкоме сказали: берите 20 килограммов — и на колхозный рынок. Я говорю: у меня 20 килограммов нет. У меня только два пучка лука. Где я с пенсии наезжусь?" — рассказывает продавец.
"Если бы нам сделали навес, как "Велозаводе", мы бы сами убирали там. Пожалуйста, похлопочите за нас", — просит другая.
Бабушек никто не трогает
Стихийная торговля была во все времена и будет, уверен лидер РОО "Перспектива" Анатолий Шумченко. Наши пенсионеры вынуждены идти торговать, ведь не секрет, что пенсия небольшая, и купить на нее все необходимое не получается, поясняет он.
Кто-то не хочет сидеть на шее детей. В прошлом году интернет облетела история о 86-летней пенсионерке, которая торговала вязаными носочками на Немиге. Не хочу быть обузой, поясняла свою позицию она.
"Они же торгуют не потому, что хотят это делать. Просто вынужденные меры. Я не думаю, что они таким образом что-то кому-то перебивают, если речь идет о сельхозпродукции, которую сами вырастили", — отмечает Анатолий Шумченко.
В Мингорисполкоме сообщают: с начала года составлено более тысячи протоколов в отношении лиц, которые осуществляют торговлю в неустановленных местах. Однако большинство из них — перекупщики, уверяют собеседники.
"Мы сотый раз уже, наверное, говорим: есть соглашение с рынками о том, что пенсионерам предоставляются места бесплатно для торговли своей продукцией. Это как поддержка тех слов населения, кто сам выращивает продукцию. Есть излишки — пожалуйста, идите на рынки, бесплатно торгуйте", — говорит начальник управления торговли и услуг Нина Емельянова.
По отношению к стихийным рынкам власти придерживаются непримиримой позиции: в городе их быть не должно и неважно, кто на них торгует. Палатки или торговые ряды для удобства торгующих пенсионеров ставить не собираются. К слову, с такими предложениями горожане и не обращались, замечает Емельянова.
"Кто будет отвечать за качество продукции? Качество, обвес… Кто будет это проверять? Как мы узнаем, где эта продукция хранилась?" — говорит она.
На городских рынках есть лаборатории, в которых продавцы перед началом рабочего дня проверяют соответствие продукции всем требованиям. Поставить такие инстанции у каждой торговой палатки в спальных районах невозможно.
"Мы не можем поставить на местах проверяющих и лаборатории", — объясняет собеседница.
В исполкоме отмечают, что для стариков и так сделано многое. Мол, действуют осенние сельскохозяйственные ярмарки. В спальных районах столицы выделяется 200 мест под продажу продукции, выращенной в том числе физическими лицами, добавляет Емельянова.
Вместе с тем у продавцов должна быть справка, что они сами вырастили фрукт или овощ, и документ, подтверждающий их качество. То есть получается, что старикам все равно придется ездить за оформлением через весь город.