МИНСК, 17 ноя – Sputnik. Пакет бюджетных законопроектов на 2018 год пройдет предварительное, или так называемое "нулевое" чтение в Палате представителей Национального собрания Беларуси в пятницу, сообщили Sputnik в пресс-службе белорусского парламента.
В последние несколько лет пакет законопроектов о бюджете принимается в двух чтениях сначала нижней, а затем и верхней палатой белорусского парламента до начала нового года. В последние дни декабря принятые парламентом законы подписывает президент, таким образом, страна вступает в следующий год с уже готовыми основными финансовыми документами.
Начиная с 2015 года бюджет Беларуси формируется с профицитом. Основным источником профицита являются экспортные пошлины на нефть и нефтепродукты, которые, по договоренности с Россией, целиком поступают в белорусский бюджет и в полном объеме направляются на погашение обязательств республики по внешнему госдолгу.
За основу для формирования бюджета берется прогноз социально-экономического развития страны. И хотя указ, утверждающий целевые параметры макропрогноза, также подписывается президентом к концу года, его основные показатели бывают одобрены правительством уже к началу осенней парламентской сессии.
Прогноз целевой, бюджет – консервативный
В конце августа 2017 года основные параметры макропрогноза на 2018 год и республиканского бюджета были рассмотрены на заседании президиума Совмина. Тогда белорусский премьер Андрей Кобяков поставил принципиальное требование о том, что бюджет должен быть сбалансированным.
"Мы не можем тратить больше, чем зарабатываем, и обязаны жить по средствам. Планируется, что доходы республиканского бюджета увеличатся в 2018 году на 6,2%", – сказал он.
Кобяков рассказал, что для разработки проектов бюджета и целевого прогноза были взяты два сценария развития экономики, каждый из которых учитывал разные варианты развития экономики в зависимости от внешних факторов.
Первый – это целевой сценарий, на основе которого разработан проект прогноза социально-экономического развития Беларуси.
При целевом сценарии прогнозируется рост ВВП на 3,4%, производительности труда – на 2,8%; инвестиции в основной капитал превысят ожидаемые инвестиции 2017 года на 6,8%; экспорт прирастет на 6% при практической сбалансированности внешней торговли.
Кроме того, правительство рассчитывает на привлечение прямых иностранных инвестиций в размере 1,45 миллиарда долларов США.
Также ожидается, что на конец 2018 года инфляция не превысит 7%, а реальные доходы населения покажут рост на 3,2%.
Для расчета бюджета за основу взят консервативный сценарий развития, который предусматривает гораздо более скромный рост ВВП.
"Мы отталкиваемся от консервативного сценария, где темпы роста ВВП заложены на уровне 101,2% и все показатели выглядят более пессимистично, чем в целевом прогнозе", – сообщил ранее журналистам первый заместитель министра финансов Беларуси Максим Ермолович.
Очень скромный профицит
По словам Ермоловича, власти ожидают, что в 2018 году профицит республиканского бюджета составит 500 миллионов рублей – это почти втрое меньше, чем было запланировано на 2017 год.
Фактически это означает, что белорусские власти реально оценивают мировую конъюнктуру цен на нефть и нефтепродукты.
Бюджет 2017 года был сформирован из расчета цен на нефть в 55 долларов за баррель. Какой окончательный показатель будет заложен в бюджет 2018 года, пока неизвестно, хотя еще летом звучали цены в 35-40 долларов за баррель.
"Мы сохраняем бюджетное правило, при котором бюджет формируется с профицитом. Размер этого профицита напрямую коррелирует с поступлениями доходов от нефтяного сектора, как и в текущем году", – пояснял Ермолович.
Первый замминистра также подчеркнул, что для активизации инвестиционных процессов и инфраструктурного финансирования на уровне областей местным органам власти предоставляется право формировать свои бюджеты с дефицитом за счет тех остатков, которые реально накоплены на их счетах в текущем и прошлом году.
Уровень налоговой нагрузки сохранят
По данным Минфина, который и в этом году выступил основным разработчиком поправок в Налоговый кодекс, в 2018 году планируется сохранить уровень налоговой нагрузки в 25% от ВВП, это примерно столько же, сколько было и в прошлом году.
Таким образом, финансовые власти страны выдерживают требование президента и один из пунктов его предвыборной программы о моратории на введение новых налогов в течение 5 лет.
В то же время, как ожидается, вырастут ставки акцизов на топливо, алкоголь и табак, причем если акцизы на топливо не ждет существенный рост, то производителям алкоголя в следующем году придется сложнее.
Как ожидает Sputnik, в этом году, как и в прошлом, одним из основных спорных вопросов при рассмотрении проекта бюджета в парламенте станет вопрос распределения так называемой дорожной пошлины между республиканским и местными бюджетами.
В прошлом году парламентарии отмечали, что полное направление этих средств в республиканский бюджет приводит к ухудшению качества местных дорог. Между тем, подчеркивали они, в регионах граждане также уплачивают дорожный сбор и вправе рассчитывать на ремонт местных дорог.
В минувшем году этот вопрос не нашел своего разрешения, однако весь год депутаты работали над возможными схемами перераспределения этих средств.
Также можно ожидать, что парламентарии будут дискутировать по некоторым поправкам в Налоговый кодекс, которые касаются налогообложения граждан, регулирования игрового бизнеса. Не исключено, что будут дискуссии и относительно так называемого "налога на тунеядцев" – обновленный декрет президента пока не принят, хотя и широко анонсирован.