Глава МИД Владимир Макей заявил о готовности Беларуси отправить миротворцев в Донбасс. Пока данная ситуация выглядит, как старая поговорка: "Не говори "гоп", пока не перепрыгнешь", — ведь чтобы получить мандат ООН на проведение миротворческой операции, необходимо согласие всех сторон конфликта. А на сегодняшний день по целям и задачам миротворческого контингента на 99% у сторон конфликта больше разногласий.
Встреча 15 ноября по этому вопросу американской и российской сторон в лице В.Суркова и К. Волкера в Белграде показала ту же тенденцию — из 29 позиций согласовано было только три (и то, в общем виде). Поэтому о принятии какой-либо резолюции (в данном случае базовым является проект резолюции российской стороны) говорить не приходиться.
Миссия миротворцев. Московский вариант
Жесткость позиции России заключается в следующем: Москва видела основную миссию миротворцев как охранную — то есть направленную на обеспечение безопасности международных наблюдателей ОБСЕ. В чем здесь суть? Офис ОБСЕ постоянно жаловался, что его наблюдатели, которые "отказались от табельного оружия, подвергаются военным опасностям". Тогда российской стороной и было предложено возложить охрану наблюдателей ОБСЕ на миссию миротворцев ООН. Вот это основная ключевая задача, которая ставилась перед резолюцией, которая была внесена Российской Федерацией в СБ ООН.
Президент РФ Владимир Путин заявил, что поддерживает идею отправки миротворцев в Украину. Но, по его мнению, речь может идти только о функции обеспечения безопасности сотрудников ОБСЕ, миротворцы должны находиться на линии разграничения и ни на каких других территориях так называемого АТО. По мнению российского президента, размещение миротворческих подразделений должно состояться после разведения противоборствующих сторон, отвода тяжелой техники и с установлением прямого контакта с представителями самопровозглашенных республик.
Миссия миротворцев. Киевский вариант
Украинская сторона рассчитывает, что миротворцы будут присутствовать во всех районах в зоне конфликта, включая границу, а принципиальным моментом является "вывод российских войск до развертывания миссии". Кроме того, Киев хочет, чтобы на миротворцев возложили больше функций, чем охрана наблюдателей ОБСЕ, и среди них "не должны присутствовать российские представители".
Миссия миротворцев. Минский вариант
Министр иностранных дел Беларуси Владимир Макей на встрече с министром иностранных дел РФ Сергеем Лавровым 15 ноября напомнил, что еще в 2014 году президент Беларуси А. Г. Лукашенко заявлял о готовности послать белорусских военнослужащих в Украину, чтобы развести противоборствующие стороны.
Насколько реальны возможности белорусских Вооруженных сил сформировать такие подразделения, в какие сроки и в каком количестве (конечно же, только в случае получения мандата от ООН)?
Общеизвестно, что в составе сил специальных операций Вооруженных сил Республики Беларусь на базе 103 мобильной бригады в Витебске функционирует миротворческая рота, состоящая из двух взводов и управления; общая численность постоянного состава — 40 военнослужащих! Прикомандированный резерв — 200 офицеров и контрактников. Возможно увеличение резерва еще до 1 500 военнослужащих.
Опять же, вопрос: по каким сценариям формировать миротворческое подразделение? По сценарию Украины необходимо до 20 (есть данные и о 30) тысяч военнослужащих, по варианту самопровозглашенных республик достаточно и 250. Соответственно, украинский сценарий миротворческий контингент Вооруженных сил Республики Беларусь в одиночку не вытянет в силу его малочисленности (или, поскольку английский язык здесь не особенно нужен — общение на английском может пригодиться только с сотрудниками ОБСЕ — в течение года можно подготовить даже и такое количество, но это будет 50% национальной армии). Т. е. в таком количестве миротворческая операция белорусской армии невозможна, а возможно лишь участие в каком-либо объединении с военнослужащими других государств (государства).
Возможные риски и провокации
А вот риски, (особенно морально-психологические) велики — миротворческие подразделения должны быть нейтральны, а насколько это возможно для белорусских военнослужащих (я имею ввиду личные предпочтения, симпатии и антипатии и т. д.) в силу соседского и родственного менталитета. Да, в программе обучения миротворцев предусмотрено не только изучение страны проведения операции, причин возникновения конфликта и политических решений, принятых для его урегулирования, но и местных обычаев, особенностей взаимоотношений между конфликтующими группами.
Но основное — это политическая сторона, вроде бы, военного вопроса. В любом случае миротворцы окажутся между молотом и наковальней симпатизирующих им соседей с любой стороны конфликта (конечно, я не беру в расчет добровольческие батальоны типа "Азов"). И зная большие способности украинских военных устраивать провокации, на разбирательство которых требуется время, можно прогнозировать большие проблемы для функционирования подразделений белорусских миротворцев на территории Украины.
Нет уверенности в порядочности взаимодействия ни с одной из сторон. Конфликт настолько глубоко вошел в украинское общество, что он стал уже и некоей экономической базой существования населения "прифронтовой полосы" — а это контрабанда с обеих сторон, причем в таких размерах, что она впрямую влияет на уровень жизни местного населения.
Да, мы крайне заинтересованы в скорейшем установлении стабильности в Украине, мы стали площадкой для переговоров трехсторонней контактной группы по урегулированию ситуации в Донбассе. Но введение на эту территорию белорусских миротворцев довольно проблематично по многим причинам. И одна из них уже прозвучала — это мы уже услышали из уст секретаря Совета национальной безопасности Украины Александра Турчинова, который высказал сначала обвинения в адрес России, в том, что она стягивает к границе с Украиной войска и пытается их выдать за миротворцев ООН, а потом поправился и выразил другую, более кардинальную идею: что под видом белорусских миротворцев в Украину войдут российские войска.
Поэтому если такая операция и станет возможной, то только по прошествии года-двух и обязательному приходу к власти в Украине более цивилизованного режима.
А на сегодняшний день мы видим, что российский проект резолюции по миротворческим силам в Донбассе саботирует прежде всего Украина, поскольку не в ее интересах обеспечение безопасности наблюдателей ОБСЕ, выполняющих функции по контролю за соблюдением минских договоренностей. Ее цель, прежде всего,ввести оккупационные войска, перерезать все контакты самопровозглашенных республик с внешним миром, а затем уже установить там свои порядки. А вот это уже, конечно, позиция, не имеющая никаких перспектив.
*Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.
Читайте также: