В Витебске готовятся торжественно открыть синагогу "Шатер Давида". Ее строили два года на средства прихожан, а также евреев — выходцев из Витебска, которые сейчас живут в Германии и США. Синагогу строили в том числе и потому, что старый молельный дом перестал справляться с нагрузкой. У молодых витебских евреев понемногу стал проявляться и расти интерес к истории и религии.
Последние 30 лет витебские евреи молились в приспособленном под синагогу обычном частном доме. Его оставила общине семья, которая в конце 80-х эмигрировали из страны.
"Его лет 10 назад ремонтировали, но все равно он не в очень хорошем состоянии. К тому же слабо приспособлен: здесь все находится в одном месте — кухня, молельный зал. Современному человеку это, конечно, не очень приятно. Современная синагога была нужна", — рассказал раввин Витебска Малкиэль Горгодзе.
Тем более, что местные евреи понемногу стали возвращаться к истокам. Ведь евреи определяют себя не по паспорту, а по вероисповеданию. По субботам на молитву собирается до 50 человек, а в праздник приходит около ста. В старой синагоге все помещались уже с трудом, признается раввин.
"Шатер Давида" стал первой построенной за последние 100 лет в Витебске синагогой — в Витебске, в котором до революции около половины горожан были иудеями и на территории которого работали порядка 60 синагог и молельных домов.
Современный проект с оглядкой на старый город
У иудеев нет четкого канона, какой внешне должна быть синагога. Евреи разделяют понятия дома для молитвы и Храма — того, который когда-то существовал в Иерусалиме и от которого осталась лишь одна стена, Стена Плача.
"Все синагоги в буквальном смысле не являются храмами, они являются домом молитвы. Соответственно, к дому молитвы нет жестких требований в плане формы", — объяснил председатель иудейской религиозной общины Витебска Леонид Томчин.
Когда в общине решали, какой будет синагога, остановились на проекте Алексея Федористова, молодого и, как подчеркнул Томчин, очень талантливого витебского архитектора.
"Мы попытались оставить дух старого Витебска в синагоге, поэтому красный кирпич. Синагога стоит на старой улице, где еще сохранились немногие довоенные дома из такого кирпича. Но мы живем в ХХІ веке, соответственно, хотелось применять технологию и архитектурные формы ХХІ века. Посчитали правильным не строить в колониальном стиле. Творческая мысль архитектора, которую мы общиной приняли, нам понравилась. И мы взяли ее за основу строительства", — рассказал глава иудейской религиозной общины Витебска.
Шагал и камни из Иерусалима
По ходу строительства один из уважаемых членов общины, витебский историк и публицист Аркадий Шульман предложил украсить молельный зал репродукциями Шагала.
"Должна была быть связь синагоги и Витебска. Ну а кто может быть более ярким связующим элементом, чем Шагал. Мы обратились в Шагаловский комитет в Париже, согласовывали размещение репродукции его работ в синагоге. Разрешение нам дали", — рассказал Томчин.
Это репродукции витражей Марка Шагала, которые он написал для иерусалимской синагоги Хадассы — Медицинского центра Еврейского университета. По словам рава Малкиэля, есть традиция размещать в синагогах символические изображения 12 колен, потомков двенадцати сыновей Иакова, которые, согласно священным книгам, и образовали еврейский народ.
"С одной стороны, есть некая традиция, обычай, который поддерживают во многих синагогах — обозначают 12 колен. А с другой стороны, есть витебский Шагал, который сделал витражи "12 колен". Мы посчитали, что это будет очень символично и для синагоги, и для Витебска", — заметил раввин.
Кроме того, в стене молельного зала не заштукатуренными остались несколько камней, привезенных из Иерусалима.
"Это своеобразный символический жест, связь с землей обетованной. Евреи ведь живут с надеждой, что разрушенный храм рано или поздно будет восстановлен. И эти камни мы вмонтировали в память о разрушении Храма, как напоминание о том, что было, и в надежде на его восстановление", — пояснил витебский раввин.
Будет музей
Репродукции Шагала вполне могут притянуть в синагогу туристов, допускают в общине. И уточняют: двери синагоги открыты для всех. Тем более что со временем здесь можно будет не только посмотреть на копии работ великого художника, но и узнать много интересного из истории довоенного и даже дореволюционного Витебска.
"Люди знают еврейский Витебск только по Шагалу, и, может быть, Пэну. А на самом деле Витебск был крупный центр иудаизма. И это в сознании обывателя забыто. Здесь же когда-то жил один из основателей белорусского хасидизма Менахем Мендель. Он очень известен в религиозных кругах, в мире, но здесь о нем почти никто не слышал. В Витебске около 28 лет проработал главный раввин Москвы Медалье, который в 1938 году был репрессирован за свои религиозные убеждения. В какой-то мере он мученик. После него не осталось никаких трудов, но он, безусловно, был выдающимся раввином", — заметил раввин Малкиэль Горгодзе.
Музей — это дело будущего. Общине еще предстоит собрать артефакты и сформировать экспозицию. А вот синагогу официально откроют уже 17 октября.