В мастерской художницы Алеси Скоробогатой уютно, как дома — впрочем, это не только дизайнерские изыски, но и необходимость. Порой художнику в мастерской приходится даже ночевать, когда, например, заказчик упрашивает написать портрет важного человека за несколько дней.
"Мне нравится, когда чисто, нравится точечная подсветка, нравится чувствовать, что в мастерской можно не только работать, но и жить", — рассказывает художница, приглашая в мастерскую.
Сейчас работы Алеси Скоробогатой можно найти на стене Дворца искусств, художница выставляется их в рамках "Осеннего салона с Белгазпромбанком". Алеся преподает в Белорусской академии искусств, проблем с заказами нет, и все же она признается, что в начале бывали и депрессии, и неуверенность в том, стоит ли оставаться в искусстве.
"Некоторые одногруппники ушли в IT и занимаются графикой для игр, а кто-то и вовсе больше не рисует", — рассказала Алеся. О том, как стать узнаваемым на рынке белорусского искусства, о предпочтениях коллекционеров и о том, как писать не только картины, но даже иконы, Алеся Скоробогатая рассказала корреспондентам Sputnik.
Фотогеничные рыбка и осьминог
"Осенний салон" помогает стать более узнаваемым — трафик там большой, и многие клиенты мне говорили, что впервые познакомились с моими работами именно на салоне. У нас редко проходят такого размаха выставки, а здесь представлен полный спектр молодых художников. Хорошо бы, там появились еще и художники в возрасте, чтобы картина была совсем уж полной", — рассказала художница.
Она считает, что хоть рынок искусства в Беларуси еще только начинает формироваться, и здесь есть коллекционеры, заинтересованные в покупке работ определенных художников. Большинство из тех, с кем общалась Алеся, покупают работы, ориентируясь на собственные предпочтения, но есть те, кто осознает несовершенство своего вкуса и прислушивается к искусствоведам.
"Первой работой в стилистике картин, представленных на "Салоне", был натюрморт с медом. Мне нравится блеск, возникает ассоциация с золотом, как это было с рыбкой. Захотелось изобразить ее, не используя золотой фон, а только живописную технику", — рассказала художница.
Художница всегда пишет с натуры — иначе сложно передать блеск и форму. Даже осьминог, которого тоже можно увидеть на "Салоне", был списан с настоящего осьминога, его художница увидела в отделе морепродуктов одного из минских магазинов — владельцы не знают, что изображение их осьминога сейчас можно найти во Дворце искусств.
"Моим заказчикам нравятся мои работы, проблем не возникало. Даже если речь о портрете, постараюсь сделать его в собственном стиле", — рассказала художница.
На полочке в мастерской — небольшое изображение рыбки, похожей на ту, которая выставлена на салоне. А несколько картин из этой серии сейчас висят у коллекционеров в домашнем баре — Алеся уверяет, смотрятся они там отменно.
Академия художнику дает свободу
С портретами художница работает только в том случае, если этого хочет заказчик — говорит, за время учебы работы с натурщиками хватило сполна. Другое дело — "портреты святых" — художница рисует и иконы, и это, пожалуй, самое сложное в работе. Во время работы над иконой нужно соблюдать пост, а прежде чем браться за написание образа святых обязательно получить благословение.
Одну из икон у художницы купил костел в Польше, но чаще эти работы она пишет по просьбе знакомых, а не по заказу церкви.
"Хоть иконы пишутся по канонам, но все равно художник может привнести что-то свое, начиная от оттенка", — рассказала художница.
Сейчас Алеся преподает в Академии искусств и заверяет, что белорусское художественно образование художника не ломает, а чаще дает ему волю.
"Напротив, если художник работает в экспрессионистской манере, его поддержат и не станут требовать от него реалистичной живописи. Порой кажется, что и вовсе слишком поощряют свободу — студент нанесет пятна на холст, а комиссия восхищена — это же немецкий импрессионизм! Я чаще всего могу, глядя на картину, по манере и мазкам определить, получил ли художник образование", — рассказала Алеся.
Сомнений в том, стоит ли заниматься искусством, у художницы не было с момента поступления в художественную школу.
"Меня с самого начала поддерживали в выборе родители, и может, если бы ни они, я бы и не стала заниматься искусством профессионально", — резюмировала художница.