Наша "пианинка": что стало с фабрикой, выпускавшей пианино "Беларусь"

© Sputnik / Виктор ТолочкоО славных временах пианино "Беларусь" здесь остались один воспоминания
О славных временах пианино Беларусь здесь остались один воспоминания - Sputnik Беларусь
Подписаться
Борисовская фабрика музыкальных инструментов когда-то выпускала знаменитые пианино "Беларусь", и хоть теперь древесину сюда завозят только для мебели, бывшие сотрудники до сих пор готовы вернуться на "пианинку", если для нее найдутся обещанные когда-то инвестиции.

"Душа болит", — лаконично отвечают бывшие сотрудники на расспросы о судьбе Борисовской фабрики музыкальных инструментов.

Душа за пианино "Беларусь" болела не всегда. До распада Советского Союза фабрика была прибыльной, в лучшие времена выпускала до двух тысяч пианино в месяц, и инструменты расходились по всему бывшему Союзу. Фабрика появилась еще в 1935 году на базе мебельного цеха лесокомбината имени Молотова, ее сотрудниками были почти три тысячи человек. Самым прославленным изделием стало именно пианино "Беларусь". Впрочем, здесь выпускали и другие инструменты — изготовленный в 70-х борисовский "БАС" стал первой белорусской моделью бас-гитары и хранится до сих пор в коллекциях ценителей.

Работники вспоминают, что борисовская фабрика стала одной из первых, кто принес в страну иностранную валюту, но с 2006 года инструменты — ни пианино, ни цимбалы — здесь больше не изготавливают, а причиной объявлено аварийное состояние зданий. От музыкальных инструментов остались только расписанные клавишами ворота и пустые цеха. Теперь груженые древесиной машины во дворе привозят ее на распил для изготовления мебели, а помещения фабрики снимают "частники".

© Sputnik / Виктор ТолочкоВ этих цехах когда-то звучала музыка, а продукцию Борисовской фабрики музыкальных инструментов ждали во многих странам мира
В этих цехах когда-то звучала музыка, а продукцию Борисовской фабрики музыкальных инструментов ждали во многих странам мира - Sputnik Беларусь
В этих цехах когда-то звучала музыка, а продукцию Борисовской фабрики музыкальных инструментов ждали во многих странам мира

"Никакой музыки тут нет", — грустят сотрудники.

"Я уже десять лет работаю здесь на "частника" — теперь вместо пианино производят пластмассовые изделия. Но всем, кто спрашивает, говорю — осталась на нашей "пианинке", — рассказала бывшая сотрудница фабрики Татьяна Васильевна Костюкович.

Корреспондент Sputnik Елена Васильева побывала в пустых цехах фабрики музыкальных инструментов и обсудила с бывшими сотрудниками, как Борисову без "Беларуси".

Концерт Мулявина и кокосы в подарок

"Про нас уже писали, когда фабрика разваливалась, — говорили, что работники покидали цеха, как при бомбежке. Всюду пианино стояли… А потом все убрали, и уже даже на складах инструментов, скорее всего, не осталось. До недавнего времени где-то здесь оставалось одно черное пианино, но где оно сейчас, не знаем. Долгое время в нас обещали вложить инвестиции, запустить фабрику заново, но сейчас цеха пустые", — рассказала бывшая сотрудница фабрики.

© Sputnik / Виктор ТолочкоРаботалось на фабрике и в удовольствие, и за высокую зарплату, вспоминает Татьяна Костюкович
Работалось на фабрике и в удовольствие, и за высокую зарплату, вспоминает Татьяна Костюкович  - Sputnik Беларусь
Работалось на фабрике и в удовольствие, и за высокую зарплату, вспоминает Татьяна Костюкович

Татьяна Васильевна, проработавшая на фабрике двадцать четыре года, вспоминает, что работалось на фабрике и в удовольствие, и за высокую зарплату — триста рублей в месяц.

"Моя работа мне нравилась и так легко давалась! Нужно было собрать на конвейере семнадцать пианино за смену, а я делала двадцать пять. Вот только сама не играла, не люблю громкой музыки до сих пор, а тишины в цехе не было", — рассказала Татьяна Васильевна.

На фабрике изготавливали и цимбалы, и гитары — и бас, и электро, и акустические, и даже детские игрушки — маленькие цимбалы и пианино. Выступать сюда приезжал даже Владимир Мулявин, который согласился сыграть на изготовленной здесь же гитаре, а одна из сотрудниц вспоминает, как для ее брата на фабрике собрали двенадцатиструнную гитару, на которой он до сих пор играет.

"Голландцы нам фрукты к Новому году привозили. Когда впервые привезли кокосы, мы даже не знали, что это такое. К праздникам всегда были премии. А после 90-го года начался разлад", — рассказали бывшие сотрудники.

© Sputnik / Виктор ТолочкоМногие цеха стоят пустыми и постепенно разрушаются
Многие цеха стоят пустыми и постепенно разрушаются - Sputnik Беларусь
Многие цеха стоят пустыми и постепенно разрушаются

"Как теперь людям пианино реставрировать?"

"Для Беларуси столько пианино, может, и не нужно, фабрика выпускала минимум 1700 инструментов в месяц", — рассказал Михаил Вашкевич, который на фабрике некоторое время был учеником. Окончив Институт культуры, Михаил однажды столкнулся с необходимость настроить пианино. Тут и оказалось, что настройка требует некоторого мастерства, учиться которому он решил у настройщиков фабрики.

"А потом случились девяностые: пианино начали отдавать без предоплаты. Раз приехали и не заплатили, второй раз… Фабрика начала разваливаться", — вспоминает Михаил.

Борисовская фабрика была единственной в Советском Союзе, которая изготавливала пианино с нуля, буквально из бревен. Белорусская древесина не подходит для изготовления музыкальных инструментов.

"Такой парадокс: все наши традиционные инструменты из дерева, но подходящей древесины у нас нет. Для пианино нужна резонансная ель. Речь идет об очень старых деревьях, годичные кольца у них тонкие-тонкие! Такое дерево очень хорошо звучит", — рассказал Михаил.

© Sputnik / Виктор ТолочкоКогда-то в цехах фабрики было чисто и все работали в белых халатах, сегодня в это непросто поверить
Когда-то в цехах фабрики было чисто и все работали в белых халатах, сегодня в это непросто поверить - Sputnik Беларусь
Когда-то в цехах фабрики было чисто и все работали в белых халатах, сегодня в это непросто поверить

"Резонансная ель в обхвате огромная! — Да уж, березой не заменишь", — обсуждают бывшие сотрудники фабрики нюансы производства.

Однажды на фабрику привозили реставрировать немецкое пианино из костела — там почти ничего не осталось от внутренностей, ставили новые. А сейчас у многих проблемы с реставрацией уже борисовских пианино.

"А сколько жалоб сейчас пишут — нечем пианино ремонтировать, страдают музыкальные школы. Внутри пианино ведь фетр, шерсть, эти материалы съедает моль, а комплектующих больше нигде не найти", — рассказали бывшие сотрудники "пианинки".

"Все, кто приходят на фабрику, переживают за нее, у старых рабочих слезы на глазах. До сих пор вспоминаю, как хорошо работалось — в цеху чистенько всегда было, все работали в белых халатиках, а сейчас… Почти все работники фабрики уже на пенсии, но думаю, если бы фабрика снова заработала, и с пенсии бы вернулись сюда", — заверила Татьяна Васильевна.

Для белорусских национальных цимбал большинство комплектующих приходится заказывать в Германии
Для белорусских национальных цимбал большинство комплектующих приходится заказывать в Германии - Sputnik Беларусь
Для белорусских национальных цимбал большинство комплектующих приходится заказывать в Германии

От пианино к цимбалам

В Борисове некоторое время изготавливали и электропианино, которые изрядно потеснили традиционные. Но как бы хороши ни были борисовские пианино, долгое время их собирали рабочие по единой инструкции. От музыкантов порой поступали жалобы на качество звука — каждое пианино звучало по-разному, и на фабрике решили ввести новую штатную единицу — акустика. Настройщика инструментов Александра Протько отправили на учебу в Москву, и теперь он единственный в Беларуси акустик.

"После учебы Александр занял сразу две должности: инженер-акустик фабрики и начальник экспериментального участка. Этот участок сразу же начал работать в двух направлениях: улучшение звука пианино и разработка новой конструкции цимбал. На протяжении двух лет велась работа, в которой участвовали и музыканты, и инженер-акустик, и инженеры-технологи фабрики. Было создано несколько цимбал, которые получили высокую оценку специалистов. Были утверждены новая конструкция и технология изготовления, еще немного, и инструмент был бы запущен в производство, заменив старую, но всем так привычную конструкцию. Однако этого не случилось, фабрику закрыли, и всех работников (свыше тысячи человек) уволили со всеми знаниями и разработками", — рассказал Вашкевич.

© Sputnik / Виктор ТолочкоМихаил Вашкевич вместе с коллегой - единственные в Беларуси изготовители цимбал
Михаил Вашкевич вместе с коллегой - единственные в Беларуси изготовители цимбал - Sputnik Беларусь
Михаил Вашкевич вместе с коллегой - единственные в Беларуси изготовители цимбал

Сейчас Михаил Вашкевич и бывший сотрудник фабрики Александр Протько изготавливают цимбалы. Инструменты производят вручную, мастера могут изготовить до десяти цимбал в месяц, но такого спроса на национальный инструмент нет.

"Цимбалы у нас покупают музыкальные колледжи, даже у знаменитого белорусского цимбалиста Гладкова стоят в кабинете наши цимбалы. Позитивные отзывы получали от Гомельской филармонии, там одобрили инструменты", — рассказал Михаил Вашкевич.

Последнюю партию вирбелей для цимбал купили как раз на Борисовской фабрике, когда на местных складах комплектующие для инструментов лежали еще буквально ящиками. Сейчас большую часть комплектующих заказывают в Германии.

© Sputnik / Виктор ТолочкоМногие рабочие признаются, что с удовольствием вернулись бы на фабрику, если бы она снова заработала
Многие рабочие признаются, что с удовольствием вернулись бы на фабрику, если бы она снова заработала - Sputnik Беларусь
Многие рабочие признаются, что с удовольствием вернулись бы на фабрику, если бы она снова заработала

"Еще во времена существования фабрики к цимбалам было много нареканий по качеству звучания, как со стороны учебных заведений, особенно высших, так и со стороны профессиональных исполнителей. Инструмент, который сразу звучал по-настоящему хорошо, получался случайно и довольно редко. Очень часто на фабрике можно было увидеть представителей Академии музыки и Белгосфилармонии, которые буквально отслеживали хорошие инструменты, "договаривались" с работниками, которые сообщали им о том, что появился достойный экземпляр. И все же в середине 80-х на фабрике был серьезно поднят вопрос о том, что это не мебель, а музыкальный инструмент, и он должен достойно звучать", — рассказал Михаил.

Мастера из Борисова теперь одни из немногих, кто изготавливает цимбалы и использует полученный на фабрике опыт. Звучание борисовских цимбал оценили и профессиональные музыканты — Гомельская филармония поблагодарила мастеров за достойное звучание инструмента.

А пианино "Беларусь" все еще можно найти в музыкальных школах или в домах их выпускников, оставивших инструмент как память. В магазинах музыкальных инструментов уверяют, что "Беларусь" уже не найти, и интересуются ею только в порыве ностальгии.

Лента новостей
0