МИНСК, 2 окт — Sputnik. Беларусь и швейцарская трейдинговая компания Glencore International AG пока не нашли точек взаимного интереса, заявил председатель концерна "Белнефтехим" Игорь Ляшенко.
В мае 2017 года президент Беларуси Александр Лукашенко принимал в Минске главу Glencore International AG Айвана Глазенберга и пригласил его к работе на белорусском рынке. О каких именно проектах с возможным участием Glencore шла речь, в пресс-службе не сообщалось. Однако белорусские эксперты в нефтяной отрасли тогда предполагали, что речь может идти о поддержке швейцарского трейдера в поиске альтернативных поставок сырой нефти.
"Пока мы не нашли точек коммерческого интереса взаимного. То, что мы пока реализуем, лучше, чем то, что они могут предложить. Пока мы лучше сами продаем", — сказал Ляшенко в понедельник журналистам в Минске.
Как ранее сообщал Sputnik, Glencore International AG — один из крупнейших в мире поставщиков сырьевых товаров и редкоземельных металлов со штаб-квартирой в швейцарском Бааре. В декабре 2016 года компания вошла в состав собственников НК "Роснефть" в рамках приватизации пакета акций в 19,5%, принадлежащего России.
Glencore уже пытался войти на белорусский рынок. Примечательно, что это произошло в 2010 году, как раз в тот период, когда Минск, оказавшись в условиях жесткого дефицита российской нефти и резко возросших нефтяных пошлин, судорожно искал альтернативные пути загрузки собственных НПЗ.
Тогда Беларусь уже опробовала прямые поставки нефти из Венесуэлы и убедилась в крайней дороговизне такой логистики. Белорусское руководство приняло решение искать возможность перехода в этих поставках на своп-схемы. Первоначально планировалось, что Glencore, который тогда выступал постоянным покупателем партий российской нефти с отгрузкой из Новороссийска, заключит соглашение с венесуэльской нефтяной компанией PDVSA. По этим своп-схемам венесуэльскую нефть будут замещать российской Urals с отгрузкой из Новороссийска.
По неофициальной информации, Glencore поставил в ноябре 2010 года один танкер нефти из Новороссийска в Одессу, откуда затем нефть по трубопроводу "Одесса-Броды" на Мозырский НПЗ.
До настоящего времени неизвестно, что не сложилось в отношениях между Минском, Каракасом и Glencore, но в результате своп-схемы были реализованы через нефтекомпанию Азербайджана Socar, и в Беларусь стала поставляться по своп-схемам азербайджанская нефть сорта Azeri Light.