Президент России Владимир Путин в понедельник посетит на территории Ленинградской области учения "Запад-2017". Накануне на полигон направился и журналистский десант.
17 сентября, день первый
14:49. Дождит, журналисты кучкуются у КПП Минобороны, напротив — три синих автобуса. Скоро мы отправимся на военный аэродром "Чкаловский". Среди общей болтовни — фразы на английском и французском. Это зарубежные корреспонденты, символ прозрачности учений.
15:26. Отъезд откладывается и откладывается. Все ждут, курят, бегают за кофе. Одни вовремя заняли места в автобусах, другие неприкаянно бродят поблизости. На радио — компот из "песен года" разных лет. Русская журналистка братается с австралийским коллегой.
Две переклички, у кого-то газировка шипит, сзади разговоры про еду, каратэ и поп-песни. Все вместе напоминает школьную экскурсию.
16:00. Стартуем. Первой едет полицейская машина, автобусы за ней.
В окне видны достопримечательности — храм Христа Спасителя, Кремль, парк Зарядье, сталинская высотка. Без остановок для фотографий и сувениров.
Московская область. Заправки, авторемонт, лес, лес, лес, остановка у военного КПП. Едем дальше вдоль забора с колючей проволокой.
17:08. Пустили. Деревья у дороги, горы песка, ангары, военные и немного штатских, памятник — самолет, знак "Аэровокзал. Таможня". Сопровождающий: "Выходим и быстро идем на проверку, нас могут не пустить на вылет из-за погоды".
Две брезентовые палатки. Еще одна перекличка. У выхода из палатки — беглый досмотр. Таможенница — сопровождающему: "Вы ручаетесь, что они не везут ничего запрещенного?" — "Надеюсь, что да".
Спешим на взлетную полосу и прячемся под самолетом от дождя. Слышится окрик: "Кто там снимает на телефон? Лишу аккредитации!".
17:30. Уселся в салоне Ту-154 у правого крыла. Операторы обнимают громоздкие камеры. Экипаж командует: "Один человек — одно кресло. Сумки — в ноги. Громоздкое — в багаж!".
Журналисты — компанейские существа. Никто не хочет разлучаться с коллегами, судорожно ищут парные места.
Приветствие от пилота по бортовой связи. Напоминает, что фотографировать нельзя — ни аэродромы, ни самолеты. Расчетное время полета — час двадцать.
Атмосфера экскурсии сменилась на веселый дух чартера до Турции. Громкий смех, алкоголь, пахнет курицей.
17:59. Взлетаем. Из окна — дым над лесом, может быть, пожар? Выше, выше. Слоеный пирог из облаков, потом — снежные равнины и солнце. Мы с соседкой из Швеции беремся за книги.
"Самолет приступает к снижению, через пятнадцать минут садимся в аэродроме "Левашово". В иллюминаторе Ладожское озеро, закат.
19:17. Посадка. Вокруг военные вертолеты и самолеты. Первые ряды ждут выхода задних, подгоняют их интернациональным "Go!".
Снова автобус. Одного из участников пресс-тура сильно штормит — эффект успокоительного коньяка перед полетом.
Отъезжаем. Около выезда с аэропорта замерли постовые с приветствиями у висков.
Длинный мост в Кронштадт, дамба и волны Балтики. Воздух из кондиционера пахнет прелыми морскими снастями.
19:44. Прибыли в Гатчину, началась кутерьма с размещением. Автобусы развозят 120 журналистов на четыре гостиницы.
По дороге слушаем увещевания от мужчины в форме: "Галерка, обращаюсь к вам! Употребление горячительных напитков должно прекратиться здесь и сейчас — чтобы завтра у нас с вами не было недопониманий и немых сцен". Галерка увещаниям не внимает.
От отеля к гостинице, от гостиницы к отелю, и дальше по тому же маршруту. Последние на сегодня переклички. В усталой от переездов тишине — названия западных газет и журналов. Русские журналисты грустно шутят: "Везите сразу на полигон, там и заночуем".
На одной из многочисленных остановок общаемся с нашим военным спутником: "На полигонах командуют российские и белорусские офицеры, на равных. Солдаты тоже объединяются в смешанные группировки. Главное на этих учениях — отработать координацию".
Добираемся до гостиницы на краю города, а может, и за ним. На подъездной аллее лают собаки. Горячий ужин и строго двухместные номера. В столовой диско-шар и подозрительный шест. Владелица отеля дарит мне зубную пасту и щетку.
00:58. Планы на завтра: завтрак в семь, сбор в половину восьмого, дорога до Лужского полигона — два с половиной часа. Отправляюсь спать с мыслями о грядущем.