Виктор Бабарикин и его оркестр впечатляют умением перестраиваться: то покоряют зрителей Дворца Республики саундтреком "Пиратов Карибского моря", то играют на приеме для первых лиц. Дирижер президентского оркестра получил звание "Минчанин года", оркестру исполнилось уже пятнадцать лет, и тем не менее, один негативный отзыв на YouTube все еще может опечалить коллектив. Для Sputnik Виктор Бабарикин рассказал о разнице выступлений на протокольных мероприятиях и на большой сцене и о том, что до сих пор порой берет в руки инструмент, хоть когда-то сделал выбор в пользу дирижерской карьеры, а не сольного исполнения.
Один плохой отзыв на YouTube пять лет назад
— Оркестру уже пятнадцать, вы — минчанин года, вы довольны собой?
— Пятнадцать лет пролетели как два года, даже не верится. Это была гонка за успехом, за зрителем в попытке завоевать слушателя. Не могу давать себе оценки, на это нет времени. Сейчас мы репетируем выступление с группой "J-Морс" ко Дню города, а затем выступим со звездами белорусской эстрады. Надеемся, что в День города не будет холодно и дождливо. Вскоре планируем концерт с группой "Ария", а 22 октября пройдет концерт к юбилею оркестра, в котором примет участие София Ротару. Главную оценку мы получаем от зрителей, почти все свои концерты снимаем на камеру и выкладываем на YouTube, а там люди пишут все, что думают.
Пять лет назад я увидел негативный англоязычный комментарий в наш адрес, солист тогда обиделся, ринулся в перепалку. Я посоветовал ему не переживать — может, отзыв принадлежит конкуренту, не стоит из-за этого волноваться. Но критику мы любим и друг другу на репетиции можем посоветовать подкорректировать определенные нюансы игры.
— А как изменился коллектив за эти годы?
— Когда начинали, мы учились в консерватории, звезд среди нас не было, но мы верили и верим в себя. Исполнители прошли отбор временем, есть у нас корифеи, посмотрите на этот снимок, сделанный на первом концерте для главы государства — вот барабанщик Андрей Маврин, вот саксофонист Сережа Лабков, это трубач Дима Пищик, Анна Меркас, Елена Пархоменко — ну, и я. Все эти люди с нами с первых дней. В то же время, наши артисты играют в лучших российских оркестрах, один из волторнистов играет в королевском оркестре Марокко.
Текучесть кадров есть в любом коллективе, но в основном это связано с тем, что девушки уходят в декретный отпуск — сейчас две первые скрипки в декрете. Многие спрашивают про вакансии, скоро объявим конкурс. Труд оркестранта кропотливый, чтобы играть в оркестре, нужно верить в коллектив, быть с ним единым целым. Нужно чувствовать плечо друг друга, чувствовать дирижера. Приглашенные дирижеры отмечают, что наши исполнители слушает дирижера, а так бывает не во всех оркестрах.
Сара Коннор или Инна Афанасьева
— Оркестр играл с мировыми звездами — от Сары Коннор до Стинга. После этого интересно выступать с белорусами?
— Белорусские артисты готовятся к репетиции, понимают, что здесь собраны серьезные музыканты, и некоторые исполнители даже стесняются оркестра. Приходит молодой исполнитель, а здесь человек пятьдесят сидит, за плечами у всех — консерватория, многие лауреаты международных конкурсов. Но среди нас нет высокомерия, и мы поддерживаем молодых исполнителей.
— Сложно представить, как перестроиться, чтобы после протокольного выступления заиграть рок на концерте…
— Специфика музыканта эстрадно-симфонического оркестра именно в умении перестроиться — струнникам легче играть классику, в эстрадной музыке упор на ритм-секцию, подключаются барабанщики, гитаристы. Мы свою работу делаем с любовью, и зритель это отмечает. Приходят и на симфонические концерты, например, в концерте "Мужчина и женщины" 14 февраля принимали участие только солисты оркестра, и все же собрался полный зал.
Аудитория у нас самая разная, в Минске даем концерт каждый месяц. Сама награда "Минчанин года" у меня благодаря коллективной работе всего оркестра.
— А можно заставить человека через концерты с любимыми саундтреками полюбить классическую музыку?
— Заставлять никого не нужно. Любит человек музыку из "Пиратов Карибского моря" — и хорошо, это популярный саундтрек. Мы стараемся делать хорошие концерты и не закрываем двери зала — мол, а сейчас будет Вивальди.
— Не хочется порой оказаться среди музыкантов и с инструментом в руках?
— Я играл на эфониуме, и мне пришлось выбрать между сольной карьерой и профессией дирижера. Если занимаешься оркестром, это отнимает четыре часа в день, а музыкант должен своему инструменту уделять минимум пять часов, так что ты выбираешь между оркестром и сольной карьерой. Я и сейчас иногда играю дома — для себя или для сына, который уже занимается на фортепиано, поет в хоре. Если захочет — может, и пойдет по моим стопам.
— А на протокольных мероприятиях не возникает желания заиграть рок?
— Это опасно (смеется)! Эстрада это эстрада, а протокол — это протокол. Одна из главных задач оркестра — обеспечение президентского протокола, это ко многому обязывает, это ответственно и почетно, играть для первых лиц государств. Великая честь находиться и рядом с правительством. Самое сложное в этой работе — играть музыку другой страны, важно играть правильно, иначе для дирижера может сложиться очень щекотливая ситуация.