Фильм "Оно" по праву считался одним из самых ожидаемых фильмов года – трейлер картины только в Facebook посмотрели свыше 120 миллионов человек. Фанаты автора истории, "короля ужасов" Стивена Кинга ленту тоже ждали, но скорее с опаской – экранизации романов писателя в 99% случаев оказываются по-настоящему провальными. Но не "Оно" – эту ленту можно смело ставить в один ряд с "Сиянием" и "Мизери".
Корреспондент Sputnik Евгений Казарцев посмотрел "Оно" и пришел к выводу, что именно так и необходимо снимать фильмы ужасов.
Краткая предыстория
Вышедший в 1986 году роман Кинга "Оно" мгновенно стал бестселлером и был номинирован на престижные в сфере фантастической литературы премии. Но книга сделала куда большее – именно после нее в массовой культуре появились образы злобных и пугающих клоунов.
Если вы думаете, что это – не такое и значительное достижение, то вспомните: где в последний раз (кроме детских мультиков) вы видели положительный образ клоуна в чем-либо, что вышло на экраны после 80-х? Нигде. Разве что в чем-то совсем наивном.
Более того, уже есть термин "коулрофобия" – боязнь клоунов.
Снять же фильм по "Оно" пытались много раз – выходили и картины, и мини-сериал. Но все было крайне неудачно. Вообще считается, что на книгах Кинга лежит какое-то проклятье, ведь среди десятков экранизаций удачными были только несколько – "Сияние", "Мизери" и пара других. Но один из самых известных романов мастера хоррора на экранах упорно отказывался выглядеть пристойно. Пока за дело не взялся аргентинец Андрес Мускетти, снявший один из немногих по-настоящему страшных фильмов ужасов последних лет – "Маму".
Люди страшнее монстров
Вообще говоря, "Оно" – не просто история про клоуна-монстра, который похищает детей. У самого Кинга все куда глубже – люди бывают гораздо ужаснее и более жестокими, чем любой выдуманный монстр, а любая мистика может оказаться попыткой сбежать от нашего чересчур страшного мира.
Сохранил это в "Оно" и Мускетти. Грубо говоря, этот фильм "Оно" – экранизация лишь первой части романа, и продолжение на экраны определенно выйдет. Здесь мы видим этап взросления персонажей-детей, их жестоких ровесников и родителей, первую любовь и другие подростковые атрибуты.
Сравнивают "Оно" с сериалом "Очень страшные дела" не только благодаря появлению актера из телепроекта, но и по атмосфере: наконец-то в Голливуде перестали делать детей в фильмах ужасов сплошными жертвами и "проводниками" чего-то плохого в наш мир, а поняли, что рассказывать их истории – лучше, чем заигрываться в спецэффекты с типичными "скримерами" (сценами, которые сняты специально для того, чтобы испугать зрителя – Sputnik). Главное – в этом фильме оставили основные мысли Кинга и не превратили его просто в фантасмагорию о клоуне-убийце. Поэтому и есть глубина. Опять же, для "ужастиков" последних лет вещь очень редкая.
Итог: почему "Оно" – то, что нужно посмотреть всем
И пусть снова в тексте повторится эта мысль, но фильмы ужасов надо снимать именно так. Не как "Вий" или очередную "Аннабель", не пытаться подсовывать зрителям профанацию. А делать настолько хорошо снятый фильм, что зритель погрузится в него полностью.
В "Оно" уместно сочетается смешное и страшное, мистическое и реальное, намеки на массовую культуру и архетипические образы. Наконец, это снято технически очень хорошо. Мастерство актеров – как и детей, так и сыгравшего Пеннивайза Билла Скарсгарда – заслуживает отдельных похвал.
Всю вторую половину экранного времени смотреть "Оно" невыносимо – именно потому, что это действительно страшно. Без выпрыгивающих из шкафов зомби, без вселившегося в девочку дьявола и без Фредди Крюгера. Если можно так выразиться, то страх этот не банален. Поэтому и смотреть это невыносимо. Но и оторваться невозможно: сердце колотится, вырабатывается адреналин, и, даже понимая, что это все лишь очередная сказка, взять себя в руки не получается.
"Оно" следует посмотреть всем, а особенно – тем, кто думает, что фильмы ужасов бывают только нелепыми и глупыми. И еще больше – тем, кто собирается снимать свои "хорроры". Чтобы они понимали: если не смогут сделать так – то пусть берутся лучше за сериалы в духе "Сватов", а никак не за попытку играть на одном из главных человеческих чувств.