Моя приятельница, поступая в университет изучать чешскую филологию, не питала надежд о востребованности ее будущей специальности. Выбирала по принципу: мне нравится, а там будь, что будет. Но сейчас преподавательница чешского языка приятно удивлена: предложений работы и подработок оказалось немало. Количество желающих изучать язык с тем, чтобы потом уехать не отдохнуть, а жить в Чехию, растет год от года. Тенденция, конечно, не может не радовать преподавателей языков стран, готовых принять белорусских мигрантов, но должна настораживать тех, кто все же не собирается покидать родину.
Президент недавно озаботился вопросами рождаемости. Тема актуальная в свете неутешительных прогнозов: в 2030 нас может остаться меньше 9 миллионов. Но при этом, мне кажется, любые меры по стимулированию загрузки отечественных роддомов будут лишены смысла до тех пор, пока молодежь будет массово покидать страну, чтобы своими налогами кормить не наших пенсионеров, а брюссельских бюрократов или английскую королеву.
Давайте смотреть правде в глаза: эмиграция среди молодежи частенько становится символом успеха. Ты можешь зарабатывать на жизнь, играя на скрипке в подземном переходе или каждый раз мучительно выбирать между ужином и пачкой сигарет, учась в университете Бельгии, но это не помешает смотреть свысока на оставшихся здесь. Сам факт нахождения по ту сторону границы с Евросоюзом — к сожалению, будто унаследованный от поколения 60-80-х годов прошлого века повод для гордости.
Полбеды, когда уезжают те, кто не может найти дома работу или желаемую зарплату. Это можно понять и принять. Но в последнее время наблюдаю, как все чаще обращают взоры на запад те, кто кажется вполне обеспеченным по меркам среднего белоруса. К примеру, молодые кандидаты наук уезжают двигать чужой прогресс и от статуса "королей вечеринки" отказываются программисты. Причем, порой оставляя здесь непроданными хорошие квартиры и дорогие автомобили. Точно в спешке… Но почему?
Работа с молодежью у нас больше всего напоминает сборник "вредных советов" по воспитанию ребенка, который кто-то по неизвестной причине принял всерьез. Не верите? Давайте пройдемся по самым стереотипным репликам, которые, наверное, доводилось слышать каждому из вас.
"Твоя музыка ужасна!"
Афиши концертов в Минске нечасто радуют молодежную аудиторию. Они больше напоминают привет из 90-х: постаревшие артисты собирают ту же аудиторию, что и два десятка лет назад. В столицах сопредельных с нами стран звезд мировой величины можно увидеть не в пример чаще. А у нас такие визиты если и случаются, то зачастую сопровождаются оживленной дискуссией на тему аморальности их песен. Например, перед концертом Rammstein председатель Общественного совета по нравственности Николай Чергинец требовал устроить личный предварительный просмотр материала. Требования не пускать скандально известных музыкантов и привлечь к ответственности организаторов концертов поступали от него неоднократно. Даже перед концертом сэра Элтона Джона Чергинец предостерег певца от пропаганды гомосексуализма. Все это не добавляет мотивации организаторам концертов развлечь минскую публику.
Похожая ситуация не только с музыкой, но и со всеми молодежными развлечениями. Пока за границей музеи из кожи вон лезут, придумывая способы заинтересовать молодежную аудиторию, у нас из мест отдыха на слуху, наверное, только Зыбицкая — а такое времяпрепровождение сложно назвать достойным.
"Вечно ты сидишь в своем интернете!"
Сколько бы указов по внедрению интернета во все сферы жизни ни издавало правительство, на местах переходу в цифровую эру оказывается ожесточенное сопротивление. Такое, как будто каждая переведенная в электронную форму бумажка приближает сдачу Минска коварному врагу. Надо поменять паспорт или устроиться на работу в крупную госорганизацию — приходится быть готовым к тому, что все попытки указами "сверху" свести к минимуму бумажную волокиту или уменьшить время стояния в очередях будут саботированы с упорством, достойным партизан — участников рельсовой войны.
"Нам лучше знать, какую профессию тебе выбрать!"
Молодой специалист в Беларуси обязан после окончания университета отправиться на распределение. Причем обязательно по специальности, совпадающей с указанной в дипломе. Никого не волнует, что рынок труда за время получения образования мог успеть перенасытиться или вовсе кардинально сменить потребности. На многих специальностях, например, в IT, такая система создает больше проблем как молодому специалисту, так и работодателю, поэтому многие выпускники школ прицениваются к тем местам, где можно получить бесплатное образование без подобных обязательств. И без особого труда находят.
"Мы тебя воспитали, и ты нам за это обязан!"
Еще одна форма долга перед родиной — воинская служба. И ладно вооруженные силы пополняли свои ряды только сошедшими со школьной скамьи 18-летними парнями. Многие мои знакомые после окончания университета, имея хорошо оплачиваемую специальность и выстроенные планы на жизнь, столкнулись с необходимостью идти служить. При этом специфика службы никак не связана с полученными умениями, то есть, по сути, молодым людям грозит сильное отставание от технологических трендов — и неудивительно, что многие предпочитают этому эмиграцию.
А ведь обеспечение армией занятости по специальности для квалифицированных кадров — не что-то из разряда фантастики. Например, на Аляске ВВС США — достаточно крупный работодатель, в том числе в сфере IT. Причем, если верить американским доскам объявлений, предлагают они конкурентную зарплату и неплохой соцпакет.
"На выходных поедешь с нами на дачу"
Пока практически из любой европейской столицы можно прямыми рейсами задешево добраться во множество интересных мест, Минск не радует разнообразием направлений, а цены кусаются порой даже по европейским меркам. Прихода лоукостов не предвидится, поэтому о том, чтобы провести выходные в теплой стране, приходится только мечтать.
"И вынь серьгу из уха!"
Путь к самореализации для молодежи — тяжел и тернист. Старшее поколение, выросшее в условиях, когда слово "инициатива" считалось чуть ли не ругательным, скептически относится к идеям вчерашних выпускников, регулярно в разных формах транслируя одну мысль: "Не выделяться". При том, что именно молодые специалисты обычно хорошо разбираются в новых технологиях, и зачастую горят идеями, как можно улучшить работу отдельно взятой организации. Но у нас эти идеи оказываются ненужными. Зато эти же молодые таланты с радостью забирают к себе мировые корпорации, которые потом продают нам же их задумки.
Вряд ли кому-то захотелось бы жить в семье, где все воспитание построено на упомянутых принципах. К сожалению, именно так зачастую выглядит мир, с которым приходится сталкиваться нашим молодым специалистам. Правда, в отличие от детей, у них есть возможность выбирать, и многие этой возможностью пользуются: "утечка мозгов" остается реальностью. И если поколение наших родителей хочет, чтобы на пенсии их было кому содержать, им стоит озаботиться созданием комфортной среды для своих детей.
Мнение колумнистов Sputnik может не совпадать с точкой зрения редакции.