Серия террористических актов и нападений на людей в государствах Западной Европы указывает на то, что безопасность, по всей вероятности, станет базовой потребностью населения стран т.н. "золотого миллиарда" в обозримой перспективе. Пока же, особенно на примере последних терактов в Испании, Германии, Финляндии и недавних в Швеции, очевидно, что правоохранительные органы европейских государств не справляются со своей основной функцией по охране правопорядка, жизни и здоровья людей.
Упущения правоохранительной системы
Смехотворность леволиберальных теорий о райских скандинавских странах, где "улыбающиеся женщины-полицейские выполняют функцию экскурсоводов для туристов", стала очевидна уже после того как террорист-националист Андреас Брейвик в течение полутора часов беспрепятственно расстрелял более 70-ти человек в лагере правящей партии Норвегии на острове Утойя. Ведь тогда, напомним, наряды полиции в течение долгого времени не могли прибыть на место происшествия, так как стражи порядка были банально безоружны.
Что же касается наездов на прохожих в Стокгольме и Барселоне, то в этом случае, видимо, аналитиками полицейских ведомств был в недостаточной степени учтен печальный опыт террористического акта в Ницце, когда именно грузовик стал орудием убийствам 86 человек. А ведь после этого были еще аналогичные атаки в Лондоне и Берлине, где погибли 8 и 12 человек соответственно. Что и говорить, что после таких инцидентов должны были быть приняты меры по блокированию движения автотранспорта на подступах к пешеходным улицам мегаполисов, в том числе оборудование соответствующих пунктов досмотра и вооруженных полицейских блокпостов.
Да, наверное, люди с оружием в центре "счастливых" городов Западной Европы несколько испортили бы их безмятежный образ в глазах отдыхающих туристов, однако каждый здравый человек понимает, что лучше один раз пройти процедуру досмотра, чем отправиться на тот свет или остаться калекой по злой воле религиозных фанатиков или каких-нибудь других ненормальных "борцов за светлое будущее". В этих условиях действия, например, белорусской милиции, размещающей рамки с металлоискателями, посты сотрудников на подступах к местам проведения массовых мероприятий, выглядят вполне профессиональными и оправданными, особенно с учетом печального опыта терактов 2008 и 2011 годов. Критерием оценки правильности подобных решений является относительно спокойное проведение различных торжеств в Беларуси в последние годы, когда удается избегать не только террористических атак, но и иных тяжких преступлений, связанных с посягательством на жизнь и здоровье граждан, ведь пронести оружие или даже колюще-режущие предметы через пункты досмотра практически невозможно.
Практика террористов и китайский опыт
Критические настроения в адрес полиции европейских государств усиливаются еще и потому, что террористы в принципе не делали секрета из своей тактики и использование тех же грузовиков либо ножевые атаки не являются ноу — хау в практике экстремистских группировок. Скажем, в журнале Inspire, который издается и распространяется по каналам группировки "Аль-Каида", еще 7 лет назад предложили использовать в качестве орудия джихада многотонные грузовые автомобили, а печально известное "Исламское Государство" размещает подробные инструкции по организации автомобильного насилия для своих подписчиков на каналах группировки в мессенджере Telegram.
Однако подлинными "пионерами" в области организации наездов на людей и ножевых атак являются террористы-уйгуры из группировки "Исламское Движение Восточного Туркестана", ведущие борьбу против китайских властей в Синьцзян —Уйгурском Автономном Районе (СУАР) КНР. Власти Китая многие годы сталкиваются с проблемой уйгурского терроризма, визитной карточкой которого стали нападения вооруженных ножами групп боевиков на мирных жителей в местах массового скопления населения. По причине повышенных мер безопасности, введенных китайскими властями в регионе, уйгурские террористы серьезно упростили свою тактику, когда в качестве орудия преступления используются максимально доступные средства (автотранспорт, ножи, топоры, молотки и т.д.).
Таким образом, если бы европейские правоохранители отслеживали и брали на вооружение китайский опыт, то многих проблем с терроризмом удалось бы избежать, так как официальный Пекин хоть и не снял с повестки дня вопрос уйгурского национально-религиозного экстремизма, однако достиг существенных успехов в этой области. Между тем, Китай в своей борьбе с исламистами сочетает тактику "твердой силы" (повышенные меры безопасности) со стратегией "опережающего развития" СУАР, когда экстремистов пытаются лишить социальной поддержки за счет государственной политики интеграции местных жителей в экономику и систему управления КНР.
Действовать "по-старому" больше нельзя, а "по-новому" — опасно
Между тем, в городах на территории СУАР размещены вооруженные блокпосты китайской армии, улицы патрулирует бронетехника и нельзя исключать, что подобное будущее ожидает мусульманские кварталы мегаполисов Западной Европы. Сама жизнь будет подталкивать "толерантные" европейские власти к подобным решениям, так как, используя "простые" способы нападений с применением доступных предметов, террористы решают не только вопросы, связанные с подготовкой боевиков, но также достигают определенного политического эффекта. Имеется в виду, что группировкам нет необходимости обучать "воинов джихада", продумывать сложные операции по вербовке, организации каналов доставки оружия и взрывчатки. Вербовка может осуществляться бесконтактным способом с использованием Интернета, а совершение теракта не требует от исполнителя неких особых навыков. В то же время общественный резонанс получается весьма значительным, населению западноевропейских стран демонстрируют, что от карающей руки джихадистов невозможно скрыться, а любой проезжающий рядом автомобиль или проходящий мимо прохожий могут таить в себе потенциальную опасность. В этой связи социальный страх и давление на правящие круги с требованием обеспечить безопасность будут только нарастать и здесь также кроется ловушка, уготованная европейским властям главарями террористов. Потому как понятно, что оставить без внимания происходящее в мусульманских гетто не получится, однако включение механизмов полицейского давления способно пополнить армию террористов новыми адептами, ранее не участвовавшими в экстремистской деятельности.
То есть, получается, что действовать "по-старому", разглагольствуя о мультикультурализме и толерантности, больше нельзя, а "по — новому" — достаточно опасно. Оптимальным выходом, думается, будет применение тех же китайских практик кнута и пряника, однако не понятно, есть ли для этого соответствующая потенция у руководства ЕС. Ведь те же меры властей КНР по ограничению свободы действий в сети Интернет, контролю политической активности граждан во — многом полностью противоречат т.н. "европейским ценностям". Кроме того, представляется, что никакая борьба с терроризмом невозможна без публичного признания Западом своих ошибок на Ближнем Востоке и создания широкой антитеррористической коалиции в Сирии с включением Китая, России и Ирана. А ведь эти страны поддерживают светский режим "кровавого диктатора" (с точки зрения истеблишмента ЕС) Башара Асада, единственной реальной альтернативой власти которого и является "Исламское государство". Таким образом, на пути борьбы с терроризмом в Европе существует много "но" политического порядка, включая вопросы зависимости Брюсселя от позиции США, поэтому не исключено, что в ближайшие несколько лет европейские элиты по примеру страуса будут пытаться засунуть голову в песок и сделать вид, что ничего не происходит. Впрочем, как известно, уязвимостью позиции страуса является открытая "пятая точка", потому кризис безопасности в ЕС будет только усиливаться, а требования общества к властям об эффективной защите будут звучать все громче, то есть проблему рано или поздно придется решать.
Рекомендации
В завершение несколько рекомендаций в области безопасности как государств ЕС, так и Беларуси.
Исходя из практики все тех же уйгурских террористов, к слову, тесно связанных с группировками на Ближнем Востоке, известно, что объектами их атак являются железнодорожные вокзалы, когда группа боевиков в прямом смысле вырезает находящихся в залах ожидания и на перронах людей. С учетом аналогичных практик в Европе нельзя исключать, что после повышения мер безопасности в пешеходных кварталах и в местах проведения праздничных торжеств, именно вокзалы привлекут внимание террористов.
Что касается Беларуси, то наша страна, к счастью, пока не является объектом устремлений исламских экстремистов, однако используется в качестве транзитной территории международными террористическими организациями. При этом, в Беларуси размещены многочисленные дипломатические учреждения государств ЕС, РФ, США, КНР, которые могут стать потенциальной мишенью террористов. Такие нападения уже случались на территории государств СНГ, например в Бишкеке в августе прошлого года, когда автомобиль, начиненный взрывчаткой, протаранил ворота посольства КНР в Бишкеке. Таким образом, отечественным правоохранительным органам целесообразно принять меры к дополнительной защите представительств иностранных государств на нашей территории.