Константин Сивко родился в Бресте. Большую часть времени прожил в Каменце. В старших классах он придумал "жизненный план", по которому конечной целью было стать машинистом поезда. После девятого класса парень поступил в железнодорожный лицей, отучился на электромонтера и уже готовился работать по специальности, но что-то пошло не так. Спустя месяц брестчанин уже жил в Минске и комментировал киберспортивные турниры.
Корреспондент Sputnik Дмитрий Босак узнал, отчего план жизни молодого человека в корне изменился, и разобрался, правда ли, что через десятилетия популярность киберспорта будет такая же, как у Олимпийских игр.
Машинистом всегда можно стать
Киберспортивная история Кости Сивко началась с того, что он, как и любой среднестатистический подросток, просто играл в компьютерные игры. О существовании такого рода соревнований он даже не подозревал. В какой-то момент парень решил попробовать прокомментировать матч "стрелялки" Warface и выложил результат на YouTube. Его видео просмотрели несколько сотен раз, что для первого раза было неплохо.
"Как раз когда я доучился, "Game Show" (студия киберспортивного телевидения — Sputnik) открыла вакансии комментаторов с переездом в Минск. Я просто ради смеха отправил туда пару своих видеозаписей, написал резюме и забыл вообще об этом. После лицея должен был работать в вагонном участке в Бресте, так доволен был местом. За две недели до начала мне звонят из Минска и говорят, что мое резюме понравилось", — вспоминает Костя.
Перед студентом встал сложный выбор: пойти за мечтой жизни или открывшейся возможностью.
"Я всегда хотел стать машинистом поезда. Но в школе учился плохо и по среднему баллу никак на машиниста не проходил. Поэтому я думал поступить в какой-нибудь железнодорожный лицей. Прошел на электромонтера — это хорошая специальность. Потом я думал отработать на железной дороге какое-то время, и уже от нее переучиться на машиниста. Это был мой жизненный план", — говорит молодой человек.
В 2013 году брестчанин переехал в Минск. Вместе с ним на работу комментатора пришли тогда еще около пятнадцати человек. Это был первый набор на эту вакансию в минской студии.
"Машинистом же всегда можно стать, если по каким-то причинам с киберспортом ничего не получится. Если я разучусь комментировать, не буду держать планку, то я ведь могу на железную дорогу вернуться, диплом от меня никуда не денется", — считает собеседник.
Людям нужно шоу
Кроме того, что сама сфера для Кости была новой, и пришлось всему учиться с нуля, его взяли работать на игру, в которую на тот момент он еще не играл — Counter-Strike: Global Offensive. И это при том, что ему нужно было комментировать действия лучших игроков на Земле. Сейчас брестчанин работает на одного из крупнейших в СНГ организаторов киберспортивных мероприятий — киевскую студию Starladder.
"Пришлось учиться пользоваться программами для захвата игр, конечно, словарный запас расширять, русский язык подтягивать. Был у меня и говор деревенский", — признается Костя.
Комментирование компьютерных игр мало отличается от комментирования спортивных игр. Перед глазами ведущего игра, в которую играют несколько команд. Ему нужно лишь комментировать происходящее на экране, чтобы зрителям, которые смотрят трансляцию, было нескучно.
"Обычным людям нужно шоу, чтобы было весело. Вот для этого комментатор и нужен", — рассказывает парень о том, чем он занимается.
По словам Кости, ему важно было не столько быстро научиться играть в игру, сколько понять процессы игры.
"Из этого следует, что нужно просматривать огромное количество матчей других студий, слушать других комментаторов, понимать, как они работают, анализировать, что нравится людям, а что — нет, почему заходят те или иные фишки. Ты можешь иногда нести полную чушь, но делать это невероятно харизматично, и будешь людям нравиться. Ты можешь быть каким-то крутым аналитиком, но довольно унылым человеком. Или наоборот шоуменом, но никаким аналитиком. Мне кажется, от качества комментирования прямо зависит рост или падение числа просмотров трансляций", — объясняет специфику работы киберкомментатор.
Это те же интеллектуальные соревнования
Параллелей между обычными спортивными состязаниями и киберспортом можно провести очень много.
"Концепция киберспорта простая — это тот же спорт, только люди соревнуются в компьютерных играх. Консервативно настроенные люди говорят, что если человек много сидит за компьютером и играет в игры, то это не может быть спортом. Можно привести в пример шахматы — это те же интеллектуальные соревнования. У тебя есть задача, которую нужно выполнить при помощи своих умений и видения ситуации. То же и в киберспорте. А люди отказываются это понимать, просто потому что есть определенный стереотип в нашем обществе", — говорит киберспециалист.
По мнению Константина, процесс ознакомления с трендами протекает в странах СНГ очень медленно, разбираться в тонкостях нового вида спорта людям старшего поколения малоинтересно. Несмотря на это, спортивная дисциплина развивается и привлекает многомиллионные инвестиции.
Сейчас средний возраст киберспортивной аудитории, по наблюдениям комментатора, от 14-ти до 23-х лет.
"С такой ограниченной целевой аудиторией он набирает не меньшее количество просмотров по сравнению с уже состоявшимися состязаниями, например, с волейболом. При этом волейбол затрагивает общую целевую аудиторию, то есть это могут быть люди и постарше, и помладше — все знают, как играть в волейбол", — рассказывает брестчанин.
Аудитория же трансляций компьютерных турниров со временем будет только взрослеть и тем самым расширяться.
"Те, кто вкладывают деньги в киберспорт, работают на перспективу в 10-15 лет. Люди не перестанут играть в компьютерные игры. Чтобы играть в футбол, нужно иметь хорошую физическую форму, время, желание выходить из дома, бегать, гонять мяч. Для компьютерных игр это не нужно. В соревнованиях может участвовать любой желающий. Хочешь турнир с призовым фондом в 20 миллионов долларов — пожалуйста. Квалификация открытая. Если твоя команда окажется лучшей из 100 тысяч других, ты попадешь на турнир. Можно представить себе, чтобы в футболе какая-то деревенская команда прошла так в Лигу чемпионов? Это невозможно", — уверен молодой человек.
В Беларуси у киберспорта могло бы быть большое будущее
Кроме того, в новом виде спорта присутствует вовлеченность зрителя в процесс — болельщики сами могут участвовать в формировании призового фонда.
"Зрители покупают некие игровые предметы, посвященные конкретному турниру. И чем больше этих вещей купили пользователи, тем больше будет конечный призовой фонд. И зрители понимают, что из тех 23 миллионов долларов призовых половину они сделали сами. Они смотрят, как разыгрывают их деньги", — говорит Константин.
Люди смотрят трансляции, рекламодатели покупают рекламу, а киберспорт собирает стадионы. Так, в 2016 году на соревнованиях по Dota 2 и CS: GO была собрана почти половина "Минск-Арены" — около 8 тысяч человек.
Киберспорт как вид спорта уже признан в России. Как объяснил собеседник, закрепление его статуса на законодательном уровне — это большой шаг. Есть вероятность, что со временем соревнования по компьютерным играм будут сравнимы по популярности с Олимпийскими играми.
"Поддержка киберспорта от государства могла бы быть более продуктивной. Потому что это то, чем интересуются люди, молодое поколение, дети. Мне кажется, важно поддерживать людей в том, что им интересно. Если интерес к киберспорту сопоставим с обычным спортом, то и поддержка должна быть примерно такой же. Например, в Швеции преподают в некоторых школах основы киберспорта, а в университетах открываются специальные факультеты. В Беларуси много людей играет в компьютерные игры. Если бы государство чуть больше интересовалась этим, то у киберспорта могло бы быть большое будущее", — размышляет брестчанин.
Сейчас большие турниры в нашей республике не проводятся. Киберспортивный центр СНГ находится в Киеве — в основном все крупные мероприятия происходят там. В прошлом году, например, несколько турниров организовали во дворце "Украина", вместимостью более 3,5 тысяч человек. Некоторые соревнования проводятся в Москве.