Собеседник Sputnik первым из белорусских исследователей недавно защитил диссертацию на тему белорусской дуды. История инструмента началась еще в древности, но в середине ХХ века белорусская дуда вдруг вышла из музыкальной культуры Беларуси. Однако возрождение интереса к белорусской дуде началось в 70-80-х годах прошлого века благодаря энтузиастам.
Сейчас уже около года в дударском сообществе ведется дискуссия о признании белорусской дуды национальным культурным явлением и включении музыкального инструмента в Список объектов нематериального культурного наследия ЮНЕСКО.
"Дело в том, что в разных странах дуды являются гордостью каждой нации. В Европе все знают большую шотландскую волынку, вокруг которой существует целый культ с ритуалами, оркестрами, барабанами, и все это было разработано еще в середине ХІХ века и распространено по всему миру. Таким путем пошли и другие дударские культуры. Например, сейчас в ЮНЕСКО подают свои материалы словаки, и в нашем дударском сообществе есть тоже такая идея", — отметил Сурба.
В Белорусском государственном университете культуры и искусств находится уникальный в для нашей страны Музей народных музыкальных инструментов, где среди других экспонатов можно увидеть и белорусскую дуду, и даже попробовать наиграть на ней какой-то мотив. Несколько лет назад в экспозиции музея появилась и настоящая шотландская волынка, чтобы сравнение двух совершенно разных музыкальных инструментов было действительно очевидным.
"Раньше, когда в нашем музее были лишь белорусские дуды, посетители всегда говорили, что это шотландская волынка. И приходилось долго, почти что на пальцах, рассказывать, какие особенности имеет белорусская дуда. А различия действительно есть. Этот инструмент включает кожаный мешок, использование которого имеет мифическую основу, деревянные трубки, тростниковый пищик, а все остальное — это уже модификации и элементы декора", — рассказал Сурба.
По словам собеседника, каждая нация стремится выработать свой единственный тип дуды, о котором можно было бы говорить, что это титульный инструмент той или иной страны.
"У нас есть и безмеховая дуда, и дуда-матянка, и двухзвуковая дуда, и однозвуковая. Но научно, практически и музыкально исследована только однозвуковая дуда, она самая совершенная, самая сложная и самая неповторимая. В ней присутствуют деревянные закрученные рожки, они производятся из цельного куска дерева, это самая сложная часть в создании дуды, и именно она выделяет нашу дуду среди других", — отметил Сурба.
Беседу с кандидатом искусствоведения, преподавателем Белорусского государственного университета культуры и искусства, мастером дуды Александром Сурбой слушайте на радио Sputnik Беларусь.