Представьте ситуацию: в тренажерный зал заходит человек и заявляет, что все присутствующие заняты бессмысленной работой, ведь, несмотря на все их усилия, штанги и гантели по окончании занятий все равно остаются на своих местах. На человека в лучшем случае посмотрят с недоумением. Но при этом несчетное множество людей постоянно повторяет мантру о бессмысленности школьного образования в целом и получаемых там знаний в частности. А уж во время вступительной кампании ругать ее становится особенно актуальным.
Чему нас учат?
Ключевые претензии к школьной системе: знания разобщены, практически отсутствует межпредметная связь, а главное — вместо целостной картины мира и умения мыслить и анализировать дается плохо структурированный набор фактов. Именно его обычно критики записывают в "бесполезный". Правда, как научить человека думать, если у него нет базового набора знаний, никто толком объяснить не может. Так что, если начинать внедрять новую систему, то придется оставлять имеющийся объем информации, а все красивые новации реализовывать уже поверх него.
Сами по себе идеи, которые с завидным постоянством предлагаются компетентными и не очень критиками школьной системы, большей частью неплохи, но есть одна вещь, которая быстро ставит крест на всех благих начинаниях. И это, как ни странно, школьные оценки.
На войне все средства хороши
Все одиннадцать лет учебы за оценки идет борьба похлеще битвы за урожай. Родители хвастаются друг перед другом, чье чадо более успешно в школе. Для учителей оценки давно стали критерием успешной работы, поэтому мало кто готов рисковать, выставляя успешному ученику заслуженную, но все же низкую, отметку. В выпускных классах списки потенциальных медалистов передаются из уст в уста, чтобы кто-нибудь легким движением пера не оставил отличника без награды. И, наконец, сами школьники. Они, оказавшись между Сциллой и Харибдой, с самого первого дня начинают осваивать широкий спектр способов повысить свою успеваемость.
К сожалению, вдумчивое изучение материала, на которое так рассчитывают родители и учителя, невысоко котируется учениками. В мои школьные годы перед контрольными шла самая настоящая борьба за право сидеть рядом с тем, кто хорошо разбирается в предмете — таких на весь класс немного. Кто не мог занять место под солнцем, искали другие способы добыть заветное решение. Когда и это не помогало, начинались долгие споры с учителями. Самые наглые прямым текстом требовали поставить им незаслуженно высокие баллы, остальные искали более законные способы. И находили.
Опиум для народа
Так уж вышло, что наша школьная система идеально заточена под получение сильно завышенных оценок. Контроль знаний большей частью сводится к соотнесению списка ответов со списком вопросов, причем зачастую заранее известных. Нет связи с другими предметами и даже с ранее пройденным материалом — в результате необходимую информацию даже не надо долго искать. И, надо сказать, такое положение дел всех устраивает. Жесткое возвращение к реальности наступает в пору вступительной кампании, когда выясняется, что средние баллы за ЦТ далеко не такие высокие, как оценки в школьных аттестатах. Впрочем, даже тут большинство находит способ не смотреть правде в глаза и обвиняет в низких результатах составителей тестов.
А теперь представьте, что будет, если, нарушив идиллию, выдернуть учеников из уютного мирка, и зашвырнуть в жесткие, максимально приближенные к жизни, условия. Где у каждого индивидуальное задание, требующее творческого подхода. И списать не получится. С независимой системой контроля знаний, наподобие той, что действует при поступлении в университет.
Естественно, подавляющему большинству школьников, имитирующих учебу, придется распрощаться с привычными "девятками" и "десятками" и начинать привыкать к тому уровню оценок, которые они рано или поздно увидят в сертификатах ЦТ. Родители на вопрос о школьных успехах своих детей будут мяться и пытаться сменить тему. Самые активные, возможно, пойдут устраивать пикет под министерством, задумавшим такую реформу.
Вырваться из плена иллюзий
Вот и получается, что последнее, чего хочется чиновникам от образования — сталкиваться с волной родительского гнева. Поэтому большая часть реформ, которые осуществляются у нас, направлены на цементирование привычных иллюзий. Самый яркий пример — упрощающиеся с каждым годом задания на тестировании. Дошло уже до того, что на наиболее востребованные специальности проходной вплотную приблизился к максимально возможному. На провизора — 376, на отдельные IT-специальности — 380. Если упростительная тенденция продолжится, то через пару лет вполне реально увидеть на престижных факультетах дополнительный конкурс среди 400-бальников.
На мой взгляд, вместо того чтобы подтягивать результаты ЦТ к школьным оценкам, давно пора начать делать наоборот и ужесточать требования к ученикам. Примером такого подхода могут служить международные турниры по физике и естественным наукам, которыми я в различных ипостасях занимаюсь уже десяток лет. Там в определенный момент решили проградуировать шкалу оценок так, чтобы средняя равнялась пяти. В результате нареканий на систему стало заметно меньше. Похожих принципов придерживались организаторы республиканских предметных олимпиад: набрать половину баллов от максимума считалось очень хорошим результатом.
Возможно, такой подход стоит внедрить и в общую школьную практику. Ведь десятибалльная система изначально и задумывалась для того, чтобы дать простор для творчества. В первые годы ее существования нам постоянно объясняли, что высшие оценки предназначены для ситуаций, когда ученики выходят за рамки программы и демонстрируют научный подход, аналитический образ мышления, более глубокие и обстоятельные знания, выходящие за рамки школьной программы. Правда, достаточно быстро эта здравая идея превратилась в соревнование по количеству принесенных рефератов, которые скачивают из интернета. Я считаю, что стоит попытаться внедрить практику, когда "пять" — это максимум, который может быть положен за просто выученный текст из учебника. Следует довести до учеников и их родителей: этот уровень отлично выученного урока. Более высокий балл должен выставляться за действительно глубокое понимание материала и способность свободно им оперировать, за освоение значительного дополнительного материала. И, естественно, ни один ученик не может иметь максимум по всем предметам, если он, конечно, не гений. А гениев, как известно, много не бывает.
Мне кажется, что пока это не сделано, министерство так и будет заниматься перекрашиванием фасадов системы образования. И до тех пор, пока все заинтересованные лица не поймут, что система оценок создана для того, чтобы давать представление о полученных знаниях, а не чтобы чесать за ушком чью-то самооценку, другие реформы у нас попросту невозможны.