Есть стойкое ощущение дежавю: "сахарные", "мясные" и особенно "молочные" войны сопровождают отношения между Россией и Беларусью долгие годы.
Казалось, вопрос был снят в 2010 году с созданием Таможенного союза: Беларусь, Россия и Казахстан в рамках единого таможенного пространства договорились о свободном движении продукции пищевой промышленности и о взаимном признании сертификатов на пищевую продукцию друг друга. Все спорные вопросы должны были решаться исключительно в рамках созданной Евразийской экономической комиссии (ЕЭК).
Несколько лет казалось, что продовольственные войны между Россией и Беларусью действительно стали достоянием истории. Хотя у ряда российских производителей, особенно производителей молока, вызывал недовольство увеличивающийся объем поставок продовольствия из соседней страны. Но затем, уже в рамках ЕАЭС, российская сторона стала ограничивать поставки продовольствия из Беларуси. Особую роль в этом процессе была отведена Россельхознадзору.
Суть претензий
Позицию Россельхознадзора можно свести к двум базовым тезисам:
- под видом белорусской в Россию поставляется продукция третьих стран;
- качество части собственно белорусской продукции не соответствует санитарным требованиям, принятым сегодня в России.
На это в Минске резонно отвечают, что если у российской стороны есть претензии к сертифицированной белорусской продукции, то эти вопросы надо выносить на рассмотрение ЕЭК. Ее решение и будет иметь обязывающий характер для обеих стран.
Однако, как недавно заявил глава ведомства Сергей Данкверт, ЕЭК откровенно лоббирует интересы Беларуси в вопросах АПК и технического регулирования, игнорируя при этом пожелания России. К тому же решения вопросов в рамках ЕЭК безобразно затягиваются.
"Когда мы вносим какие-то предложения и просим ЕЭК быстро принять меры, все понимают, что это невозможно", — рассказал Данкверт, отметив, что любые предложения Россельхознадзора в ЕЭК, касающиеся вопросов технического регулирования, упираются как минимум в бездействие со стороны ответственных чиновников.
Здесь же стоит вспомнить, что президент Беларуси Александр Лукашенко дал поручение следственным органам проверить, не превышает ли Данкверт свои полномочия. И в случае подтверждения этого факта завести на него уголовное дело.
Российско-белорусский продуктовый конфликт и пути его разрешения явно не работают на укрепление авторитета ЕАЭС и ЕЭК (стоит напомнить, что решения комиссии носят приоритетный характер над национальными законодательствами всех стран-участниц).
Беларусь — не единственный пример
Российско-белорусские "продуктовые войны" — не единственный пример ограничения движения продовольственных товаров внутри ЕАЭС: тот же Россельхознадзор несколько раз запрещал ввоз отдельных продуктов из Армении, а Казахстан во время сильной девальвации рубля думал об ограничении ввоза ряда российских товаров для защиты собственных производителей.
Безусловно, если страны — участницы ЕАЭС заинтересованы в развитии этого интеграционного объединения, они должны отдать исключительную роль арбитра исполнительному органу Евразийского союза — ЕЭК. Решения Комиссии должны приниматься оперативно и иметь обязательный и окончательных характер для всех стран, как это и предусмотрено уставными документами.
Список закрытых белорусских заводов растет
К сожалению, сейчас список белорусских продуктов, попавших под ограничение для ввоза в Россию, растет. Так, Россельхознадзор запретил с 30 марта ввоз на территорию России продовольственной продукции с двух предприятий Беларуси — ОАО "Бабушкина крынка" и ОАО "Могилевский мясокомбинат". Еще 12 мясных и молочных предприятий рекомендовано перевести под усиленный контроль.
Ранее Москвой уже был введен запрет на ввоз нескольких видов белорусских сыров: "Раубичский" и "Тильзитер" Рогачевского молочноконсервного комбината, сыров "Белорусское золото" и "Альпийский" Ошмянского сыродельного завода, "Гройцер" Глубокского молочноконсервного комбината. Основанием для запрета было названо несоответствие этих сыров требованиям качества, действующим в Евразийском союзе.
В России дефицит молока
Но именно по молочной продукции российский рынок сейчас испытывает особый дефицит. По оценкам экспертов, этот дефицит составляет 8-10 миллионов тонн молока ежегодно. Причины тут две: падение собственного производства молока в РФ и ранее введенные запреты на ввоз молочной продукции из стран ЕС и Украины.
Специфика молочной отрасли состоит в том, что это достаточно долгий процесс с точки зрения получения результата: если инвестиции в российский молочный комплекс будут сделаны сейчас, то увеличение производства молока стоит ждать только через 5 лет.
Уход с российского рынка еще и белорусской молочной продукции неизбежно приведет к резкому росту цен для потребителя и спровоцирует рост инфляции.
Для белорусской стороны ограничение поставок в Россию означает потерю столь нужной сейчас Минску валютной выручки.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.