Уже 45 лет, не пропустив ни дня, несет вахту памяти Пост №1 в Брестской крепости. Служба в почетном карауле коснулась практически каждого брестчанина. Если не сам, то одноклассник или друг обязательно служил в мемориальном отряде. А кто-то шел в караул, вдохновляясь рассказами родителей.
Постовцами за эти годы были более 90 тысяч старшеклассников из областного центра. В преддверии международного слета Постов Памяти, который пройдет в Бресте 26-29 марта, корреспондент Sputnik выяснил, какие чувства вызывает служба в почетном карауле и что в ней изменилось с советских времен.
Как это было
Пост №1 был создан в 1972 году при Брестском городском доме пионеров и школьников. 9 мая на вахту у Вечного огня Брестской крепости заступила первая смена юнармейцев.
В 1991 году комсомольско-пионерский Пост №1 переименован в Пост Памяти.
Директор средней школы №18 Бреста Оксана Голубева с дочкой Анной рассказали корреспонденту Sputnik Дмитрию Босаку о семейной династии постовцев и о том, что подвигло их записаться в отряд.
В семье Голубевых вахту Памяти несли все. Оксана Алексеевна служила в карауле с 1985 года после 7-го класса. Муж — военный, тоже побывал в этом отряде. Дочери Яна и Анна пошли вслед за родителями.
Маленькая армия
"По большому счету, это маленькая армия. Как недельная служба, настолько там все четко, серьезно и ответственно. Не каждый выдержит. Кто-то скажет, ну что там двадцать минут у огня постоять. А ты постой, попробуй. За тобой честь школы, лицо города", — говорит Оксана Голубева.
Она попала в отряд случайно — на летних каникулах собрать школьников было сложно, девочка как раз находилась в городе и была не против попробовать. С того момента случайность переросла в долгие отношения, которые не прерываются до сих пор.
Начинала службу будущая директриса в качестве дневального — отвечала за пропускной режим в караульном помещении, следила за отправлениями смен.
"Для этого был нужен громкий голос, потому что так надо было кричать из зала, чтобы услышала вся казарма. Я, несмотря на то, что была маленькая, имела громкий командирский голос. Меня за него начальник поста прозвал "звоночек". Сразу зарекомендовала себя. Тогда учитель начальной военной подготовки позвал меня снова в отряд", — рассказывает Оксана Голубева.
В советское время, когда школ в Бресте было не так много, каждая заступала на Пост дважды в год. Таким образом, юная Оксана шесть раз побывала в отряде. Из них два раза она была начальником караула и три раза комиссаром.
"Это был сложный момент, когда меня, восьмиклассницу, назначают начальником караула. У меня в подчинении оказались девяти- и десятиклассники. Ладно еще девчонками, но нужно было и парнями командовать. Всякое бывало, и не слушались меня. Девчонке начальником было сложно. Сейчас уже на такие должности назначают только мальчишек", — вспоминает бывший юнармеец.
Возвращение постовца
Оксана Алексеевна до того, как стать директором средней школы №18, работала заместителем директора по воспитательной работе в школе №32. Как правило, за подготовку детей к службе в мемориальном отряде отвечает именно он. Спустя 10 лет после окончания школы, уже в роли сотрудника школьной администрации, бывший постовец вернулся в караул.
"Сразу защемило внутри, когда после стольких лет пришла на Пост Памяти. Что самое интересное, все сохранилось. И газету "Юнармеец" до сих пор оформляют, за неделю отряд должен обязательно ее выпустить. Все так же проходят соревнования по огневой подготовке, мальчишки соревнуются в подтягиваниях, проходит конкурс между сменами по строевой подготовке. И в наше время это было. Точно так же, как и тогда, дети играют в шахматы в комнате отдыха", — делится Оксана Голубева.
Из немногочисленных изменений с советских времен — время работы. Раньше смена заступала на пост в течение всего рабочего дня, теперь только до 14:30. Во время обеда сейчас весь отряд уходит на перерыв, тогда же вахту продолжали нести непрерывно.
Идентичные поколения
Чтобы стать членом мемориального отряда, нужно знать историю Великой Отечественной войны, историю обороны Брестской крепости, иметь хорошие оценки, быть дисциплинированным. Особое внимание уделяется строевой выправке.
"Конечно, в практике есть и такое, что даем возможность проявить себя и ребятам, которые недотягивают по учебе, дисциплине в школе, но имеют огромное желание быть юнармейцем. Историю и обязанности они выучат, пусть не с первого раза сдадут, но атмосфера, в которую они окунаются на целую неделю, изменяет их", — делится директор.
Наблюдая за учениками, Оксана Алексеевна поняла, что поколения, сменяющие друг друга в карауле, ничем не отличаются. Все ребята одинаково осознают важность и почетность службы.
"Несмотря на развал Советского Союза и другие события, все поколения юнармейцев похожи. Может быть, особая атмосфера в Брестской крепости и в караульном помещении влияют на это. Ребята, которым в школе сложно носить форму и соблюдать правила, там к строгой дисциплине относятся иначе", — считает собеседница Sputnik.
"Внутри остается стойкость"
Младшая дочь Оксаны Голубевой Анна сейчас учится на втором курсе университета. Первый раз на Пост она попала в восьмом классе.
"Стойкость внутри остается после того, как прошел через это. Я два раза была в отряде. К дисциплине мы привыкали еще в школе, когда нас тренировали ребята старших классов, у которых уже был опыт несения вахты. В крепости поэтому было уже легче адаптироваться. Эта служба действительно затягивает", — признается Анна.
И мама, и дочка говорят о высоком уровне самоуправления. Никто из взрослых не вмешивается в дела отряда, а только контролирует. Начальник караула, его помощник, комиссар — все ровесники. Это, как рассказывают Голубевы, развивает чувства коллективизма и ответственности.
"Нам было и весело, и страшно, и мы друг за друга переживали. Все должны там вместе держаться, чтобы нигде ничего не пропустить. Не каждый сам за себя. Нужно было понимать, что мы одна команда", — говорит дочь Оксаны Алексеевны.
"Стояли мужественно и в жару, и в холод"
По словам директора школы №18, большинство ребят идут в отряд не с желанием пропустить уроки, а осознанно и целенаправленно. И если их не останавливает строгость и военная дисциплина, то погода и вовсе не помеха для юнармейцев.
"Очень хорошо помню лето. Жара была просто невероятная. С мальчишек, когда они снимались с поста и приходили в караульное помещение, ручьем лился пот из-под пилотки. Мне их было так жалко, потому что они там на солнцепеке, а я тут в караульном помещении. Когда они снимали автоматы, от ремня на рубашке был след, как будто их поливали из шланга. Но никто не ныл. Стояли мужественно и в жару, и в холод. Нам доверили, на нас возложили серьезную ответственность — мужественно и стойко охранять покой воинов, погибших в боях за Брест", — рассказывает Оксана Голубева.
Но были и моменты, ради которых стоило терпеть все тяготы службы.
"Всем нравилось стоять в выходные дни, когда много людей. Это еще бόльшая гордость. На тебя смотрят, с тобой фотографируются. Любили, когда экскурсий много приезжало в крепость. Чувство гордости переполняло. Но в такие дни, конечно, тяжелее было, потому что столько глаз. Бывало, подходили к девчонкам, спрашивали, как зовут и телефончик. Но по уставу не положено разговаривать, ведь давали клятву нести службу стойко, ничем не отвлекаясь от несения службы", — вспоминает собеседница.