В городах Международный женский день отмечают, как правило, одинаково. Прекрасных дам поздравляют в коллективах. Проводятся городские концерты и спортивные мероприятия. Например, вчера в Минске прошел забег с участием женщин. Организована торговля цветами и сувенирами. А как празднуют весенний праздник на селе? Чтобы выяснить это, корреспондент Sputnik Юлия Балакирева отправилась 8 марта в поселок Глуша, который находится в нескольких километрах от Бобруйска.
Одиночество в селе
Если честно, в этот населенный пункт ехала с большой надеждой увидеть массовое народное гулянье. Деревня все-таки немаленькая. Если верить интернету, проживает здесь порядка 1300 человек. И женщин — большинство. Для них, думалось, точно устроят что-то особенное.
Однако высадившись из автобуса в самом центре поселка, не обнаружила здесь ни души. Погода стояла ненастная, и я подумала, что, скорее всего, народ гуляет в сельском Доме культуры. Но он оказался закрыт. Изучив объявления на информационной доске учреждения, поняла, что в честь Международного женского дня здесь проводилась только дискотека. И была она вечером 7 марта.
Кстати, афиша дискотеки показалась мне необычной. Все надписи в ней были выполнены вручную, а в качестве иллюстраций выступили вырезки из журналов. В городах таких не встретишь.
Не место красит человека
Отправилась в близлежащий продуктовый магазин. На его дверях заметила объявление, в котором большими буквами было написано, мол, здесь можно рассчитаться банковской карточкой. Внутри магазина громко звучала музыка. Правда, наслаждаться этим любительским праздником оказалось некому. Покупателей здесь не было.
Продавцы отметили: наплыв клиентов пришелся на вчерашний день. Люди в большинстве своем покупали торты и алкогольную продукцию.
"Рано вы приехали репортаж писать", — улыбаясь, говорили женщины.
По их словам, днем глушанцы отмечают праздник дома. А к вечеру пойдут по деревне гулять. Местная молодежь обычно возле Дома культуры собирается.
В магазин зашла покупатель. Она купила шампанского и сладости, отметив, что собирается в гости к подруге.
"Я в Бобруйске 25 лет прожила, а недавно в Глушу перебралась. Праздник везде отмечают одинаково: одни люди культурно отдыхают, другие — не очень. Все зависит от воспитания, а не от места проживания", — заметила женщина.
Дом культуры на родине Алеся Адамовича закрыли, музей не работает
Продавцы принялись рассказывать о наболевшем. По их словам, в селе собираются закрывать единственный Дом культуры. У местной власти нет средств на его содержание. По этой же причине закрыли дома культуры в близлежащих деревнях.
"Глушанское учреждение — вообще долгострой. 20 лет его строили. Обидно, если его не станет", — вздыхали продавцы.
Если Дом культуры закроют, то местной молодежи будет негде развлекаться.
"В селе есть дом-музей Алеся Адамовича. Но он не работает. У местных чиновников нет финансовой возможности нанимать туда сторожа и других работников… Вы только напишите: жители поселка Глуша против закрытия Дома культуры!" — просили продавцы.
"Тунеядцы" на селе
Выйдя из магазина, решила прогуляться по деревне. Из местных достопримечательностей обнаружила столовую, баню и парикмахерскую. Но в этот день у них был выходной. В центре поселка стоит заброшенный стеклозавод. Недалеко от него частное предприятие по производству железобетонных плит. Работает агроусадьба. Однако автомобилей посетителей возле ее ворот я не заметила.
Оказавшись возле местного исполкома, принялась изучать доску с объявлениями, чтобы узнать, какими проблемами живет село. К своему удивлению, обнаружила здесь информацию о том, что чиновники проводят прием граждан для разъяснения декрета №3. Однако на селе всегда жили самые работящие люди. О каких "тунеядцах" идет речь?
С любовью к жизни
Праздник глушанцы отмечали тихо. Обнаружила только одну семью, которая устроила посиделки на свежем воздухе с шашлыками. Остальные люди отсиживались дома.
Семья Новиковых пояснила: в поселке осталось мало народу. Работы нет, поэтому молодежь переезжает в Бобруйск и Минск.
"Еще 10 лет назад, когда работал стеклозавод, все было иначе. Международный женский день отмечали с размахом. Возле Дома культуры проводились ярмарки. Всем селом ходили на озеро. А сейчас в праздник и гулять некому", — рассказал Олег Юрьевич.
Те, кто остаются в Глуше, жалуются на небольшие зарплаты. Например, Елена Васильевна, работая в ЖКХ, в месяц получает 100 рублей.
"Спасает то, что у нас есть огород и мы с мужем пенсии по возрасту получаем", — говорила она.
По словам Новиковых, село разваливается. Недавно закрыли местный спортивный комплекс, построенный в советское время. Он нуждался в ремонте, а делать его было не за что.
Однако покидать деревню супруги не хотят. Говорят, что привыкли тут жить. Вместо того чтобы жаловаться на жизнь, пытаются сделать ее лучше. Пробуют реализовать себя в качестве родителей. Взяли двух приемных детей. Своих столько же.
"Ребята нам сегодня такой замечательный праздник устроили. Подарили жене открытки, которые сделали своими руками. Потом был сладкий стол. Вот так и живем", — отметил Олег Юрьевич.