МИНСК, 26 янв — Sputnik. Россия начала понимать необходимость создания многоцелевого истребителя, способного как прикрывать действия пехоты, так и совершать удары по тыловым позициям противника, заявил в эксклюзивном интервью Sputnik кандидат военных наук, доцент, летчик с опытом пилотирования авиатехники различных типов Макар Аксеенко.
За летными испытаниями новейшего многоцелевого истребителя-бомбардировщика МиГ-35 в четверг наблюдал президент России Владимир Путин. Эта машина является эволюцией истребителя МиГ-29 и предназначена для решения задач главным образом на сухопутных театрах военных действий (ТВД).
— Чем было вызвано появление именно такой машины?
— На мой взгляд, эта машина нужна была еще вчера… В 1990-х — начале 2000-х годов в России, мягко говоря, неосмотрительно сократили истребительно-бомбардировочную авиацию, переложив ее задачи на штурмовики и бомбардировщики. Сейчас снова пришло понимание, что в ВКС РФ должна быть машина, способная как обеспечивать авиационное прикрытие войск на поле боя, так и действовать в оперативно-тактической глубине, нанося удары по коммуникациям, по командным пунктам и подходящим резервам противника. То есть — решать многофункциональные задачи в воздушном пространстве современного боя. Очень хорошо, что руководство страны, командование ВКС и авиапромышленность серьезно взялись за эту проблему.
— Новую машину не создавали с нуля, с "чистого листа", а сделали глубокую модернизацию МиГ-29. Это было правильное решение? И в чем отличия МиГ-35 от "прародителя"?
— Да, конечно. Это наиболее дешевый и быстрый способ поставить армии нужный авиационный комплекс, опираясь на созданные заделы, на опыт производства "29-го" семейства — самолетов с отличными аэродинамическими характеристиками и солидным модернизационным ресурсом. По этому пути идут и другие авиационные державы. Уже известным машинам (например, американским F-15 и F-16) придаются новые боевые качества, расширяется номенклатура вооружения за счет современных, высокоточных систем. Россия взяла на вооружение такой рациональный подход, оснастив очень хороший в пилотажном отношении МиГ-29 перспективными системами вооружения, современной цифровой авионикой, новыми двигателями, радиолокационными средствами, бортовым комплексом обороны. В итоге боевой потенциал самолета возрос минимум в 2,5 раза, он может применять высокоточные средства поражения по наземным целям, что очень важно в плане поддержки сухопутных сил.
— Как отмечает ряд экспертов, одним из "узких мест" МиГ-35 были определенные проблемы с бортовым оборудованием. В частности, с его РЛС "Жук" с активной фазированной антенной решеткой. Вы могли бы прокомментировать этот вопрос?
— В принципе, эта РЛС позволяет решать широкий круг задач как в воздухе, так и по наземным целям. Но она во многом революционная для российской промышленности и для нашей авиации. Естественно, с ней были сложности. Полагаю, что сейчас, когда заявляется о начале испытаний самолета и идет речь о его серийном выпуске, "детские болезни" РЛС "Жук" преодолены. Во всяком случае, у предприятия-производителя этой станции — НПО "Фазотрон" хороший опыт научно-конструкторских разработок. Я лично верю в нашу технику.
— МиГ-35 в первую очередь предназначен для ВКС России. Тем не менее, как он выглядит на фоне зарубежных машин — не только потенциальных противников в бою, но и вероятных конкурентов на мировом рынке боевой авиации? Высказывались мнения, что ими могут быть, например, шведский Grippen-Next, американский F-16 block 52-60, китайские FC-1 и J-10. И здесь у российской машины преимущество: наличие двух двигателей. Но с другими двухдвигательными машинами — Eurofighter, Dassault Rafale или F-18 Super Hornet — "35-му" будет тяжело конкурировать. Каково Ваше мнение на этот счет?
— Если говорить о том, что Россия сейчас может и должна иметь "для себя", то МиГ-35 — выигрышный и экономичный вариант: оптимальное решение задачи при минимальных затратах. И российских военных этот самолет вполне устроит. Что же касается его экспортного потенциала, то он вполне может быть интересен для таких заказчиков российской боевой авиатехники, как Индия, Алжир, возможно, Индонезия, страны Латинской Америки. Думаю, что он найдет покупателей и в Европе (в Сербии, возможно, даже в Финляндии). Ведь не стоит забывать, что базовый для "35-го" МиГ-29К изначально создавался для экспорта. Кроме того, зарубежное высокоточное оружие может быть адаптировано под "архитектуру" этого самолета. Так что МиГ-35 найдет зарубежного заказчика. Но в первую очередь, повторяю, России необходимо вооружить им свои ВКС.