В День белорусского кино — 17 декабря — можно будет отметить два крупных юбилея этого года. 90 лет назад во всесоюзный прокат вышли сразу две картины производства "Белгоскино" — партизанская история "Лесная быль", определившая на долгие годы тематический вектор белорусских кинематографистов, и социальная драма "Проститутка". А 70 лет назад "Белгоскино" было переименовано в "Беларусьфильм".
Но киноистория Беларуси имеет гораздо более глубокие корни. И если бы не социальные катаклизмы начала ХХ века, здесь определенно был бы свой Голливуд, утверждают кураторы проекта "Время немых звезд. От черно-белого к красному". Они плотно поработали в архивах Беларуси, Литвы, России и Украины и очень удивились, когда узнали, что и с каким удовольствием смотрели в синематографе жители дореволюционной Беларуси. Корреспондент Sputnik Вера Дашкевич сходила на выставку и побеседовала с ее кураторами.
Домашний кинотеатр в Пружанах в 1908-м
Первый показ синематографа Люмьеров на территории современной Беларуси состоялся в 1898 году в витебском яхт-клубе. Да, до революции в Витебске был яхт-клуб.
"Мы специально поместили видовые фотографии тех лет, чтобы показать, насколько европейской была здесь жизнь: Витебск, где запустили один из первых трамваев в Российской империи, запуск воздушного шара в Минске, железнодорожный мост в Гродно. И повсеместно люди ходили в кинотеатры, смотрели то же самое, что смотрел весь мир. Более того, у них была возможность покупать ту же технику, что и в Европе, открывать кинотеатры. У нас есть прошение — открыть кинотеатр в частном доме в Пружанах. Это 1908 год!" — рассказала сокуратор выставки Майя Кацнельсон.
Первый публичный минский кинотеатр открылся в 1900 году, и в том же году сгорел по вине курящего зрителя. С тех пор курить в синематографе запретили и ввели еще несколько профилактических правил: залы нельзя было открывать над аптеками и магазинами, торгующими москательным товаром (горючими материалами, керосином), а на сеансах в обязательном порядке должен был присутствовать брандмейстер.
"В дорогих кинотеатрах играли оркестры, были хорошие сидения. В дешевых были лавки и никто не играл. Цена билета колебалась от 10 — 25 копеек до трех рублей, это было доступное развлечение для всех", — рассказала сокуратор выставки Надежда Кухаренко.
На нынешней улице Ленина, а тогда Губернаторской, в 10-е годы ХХ века работали 4 кинозала. Еще один — "Эден" — расположился за углом в здании, где сейчас находится универсам "Центральный". Всего же на территории нынешней Беларуси к началу Первой мировой было более 50 электротеатров, где крутили синематограф.
Разные Анны Каренины
Первые сеансы — это преимущественно хроника, чрезвычайные происшествия, события из жизни царствующих особ и показы мод. Успехом пользовались и ролики в жанре "Клуба кинопутешествий" — для многих это была единственная возможность увидеть, как живут в других странах.
Со временем стали появляться и постановочные картины — типа "Бокса с кенгуру" немцев-братьев Складановских. Они, между прочим, раньше братьев Люмьер стали крутить кино для публики.
"Люмьеры были не первыми, кто изобрел движущиеся картины, были и Складановские, Тимченко и Эдисон. Более 20 изобретателей в той или иной степени приблизили эру кинематографа. Но Люмьеры выбрали правильную маркетинговую стратегию. Пока остальные ездили по ярмаркам, то есть крутили кино для низших слоев, эти стали делать сеансы для высшего света и попали в историю", — рассказала Кацнельсон.
Любопытно, что постановки для Российской империи и США снимались с двумя разными финалами. В предназначенной для российского зрителя версии Анна Каренина, к примеру, как и положено, гибнет. В американской — к ней возвращается Вронский. Так же и европейские кинопромышленники делали для Европы драмы — а для Америки доснимали традиционный хеппи-энд. На наших землях почему-то любили драмы, сделали вывод создатели проекта.
Белорусское кинопроизводство начала века — это хроника. В 1908 году создатель сети кинотеатров Рихард Штремер снял целую серию зарисовок о минской жизни: "Большой пожар на Полицейской улице в Минске", "Адская машина экскаватор за Брестским вокзалом", "Маневры МВПО" (Минского вольного пожарного общества).
Минск снимал не только Штремер. Известно, к примеру, еще о ленте "Полет авиатора Уточкина над Комаровским полем", которая, увы, также как и хроники Штремера, не сохранилась.
Картины "парижского" жанра
Кинотеатр Штремера назывался семейным, здесь следили за репертуаром: никаких пикантных сцен и ужасов. В других синематографах — шли на поводу у зрителя и после вечернего сеанса за отдельную плату были готовы показывать картины "парижского жанра".
Каждый сеанс начала ХХ века — это набор небольших зарисовок, состоящий из хроники, условного "клуба кинопутешествий", комедии, драмы и, за дополнительную плату, — пикантной истории.
Снять свои постановочные фильмы до революции в Беларуси просто не успели, полагают кураторы проекта.
"Кинематографы всех стран развивались одинаково. Сначала человек покупал один кинотеатр, зарабатывал денег, делал сеть кинотеатров. Потом начинал снимать хронику, потом — художественный фильм и потом создавал студию. Штремер у нас, по сути, шел этим путем: у него была сеть, он пробовал снимать, но тут наступила война и все эти катаклизмы. Если бы не он, если бы мастера не уехали, не эмигрировали, у нас мог появиться свой Голливуд, для этого все было", — заметила Кухаренко.
Советский период
Первым белорусским художественным фильмом стала социальная драма "Проститутка", она ушла во всесоюзный прокат немного раньше "Лесной были" Юрия Тарича. Но в Минске первой показали партизанскую историю Тарича, это случилось 26 декабря 1926 года, и именно эта дата и эта картина вошли в историю.
"Когда принимающая комиссия посмотрела фильм, спросили: "А почему нет руководящей роли партии?" И Тарич был вынужден доснимать сцены с тогдашним белорусским правительством… Только после этого кино выпустили в прокат", — рассказала Кухаренко.
Самая болезненная история — о потерянных картинах. Кухаренко утверждает, что речь может идти о десятках снятых "Белгоскино" лентах и позже уничтоженных за несоответствие линии партии или за "врага народа", участвовавшего в съемках.
"Показательна история Эммы Цесарской, которая сыграла главную роль в фильме "Дочь родины". После того, как ее мужа объявили врагом народы, ее вырезали из фильма и пересняли сцены с другой актрисой (Зоей Карповой). Мужа, кстати, потом реабилитировали", — заметила Кухаренко.
Стать Голливудом
На последнем стенде — фотографии тех, кто мог бы поднимать кинематограф Беларуси, но преуспел в США: актеры Скарлетт Йохансон, Кирк и Майкл Дугласы, создатель кинокомпании MGM и учредитель "Оскара" Луис Майер (или, как его звали в Минске, Лазарь Меир), основатели кинокомпании Warner Bros. Pictures, братья Уорнеры, и многие другие.
"Наша идея была в том, чтобы выставка стала вдохновением, в том числе для нашего кинематографа, который, мы верим, может подняться. Здесь благодатная почва. И если бы не постоянные войны, все было бы хорошо. Нужно помнить и гордиться тем, что здесь было", — объяснила Майя Кацнельсон.
Ознакомиться с экспозицией и посмотреть ленты начала ХХ века можно в Национальном историческом музее до 15 января.