МИНСК, 11 дек — Sputnik. В эти выходные в Минске прошел Cinema Weekend: целый день в Минске играли в киноквизы, смотрели фестивальные киноленты и, разумеется, обсуждали судьбы белорусского кино. Воспользовавшись случаем, кореспондент Sputnik предложила продюсеру Владимиру Максимкову устроить традиционный плач над отечественным кинематографом, но собеседник предложил конструктивный подход и предположил, что большая киноиндустрия Беларуси и вовсе, возможно, не нужна.
Кино и ненависть
"А нужна ли Беларуси киноиндустрия? Может, нам нужно пойти по пути, например, иранского кино, которое нашло свою нишу, выбрало стилистику и не конкурирует с мировым киноиндустриями? Фестивальное и коммерческое кино — это разные категории, разные рынки. Большие киностудии снимают коммерческое кино, это бизнес, сравнимый по объему вращающихся в нем денег разве что с наркотрафиком. А авторские фестивальные фильмы — это скорее самореализация, этим занимаются люди, которые что-то хотят сказать миру", — пояснил Максимков.
Во время дискуссии с молодыми режиссерами продюсер спросил, почему человек вообще рвется снимать кино. Все согласно объявили про свое желание донести определенный месседж до обшественности и образумить человечество.
"Ни один человек не сказал — утрирую — вообще-то кино ненавижу, просто хочу заработать денег. Но если бы возник человек, который в кино ради заработка, я бы сказал — вот, теперь киноиндустрия начала зарождаться. В индустрии мы никуда не денемся без денег, развитой инфраструктуры. Разумеется, тот факт, что в Беларуси проходит фестиваль мобильного кино velcom Smartfilm сам по себе позитивен, но еще не время говорить, что именно из него родится наше новое кино", — уверен Максимков.
А миру интересно?
"В любой стране мира есть люди, у которых наболело, которые хотят что-то сказать миру. Вопрос в том, насколько миру это интересно. И тут мы углубляемся в обсуждение вопросов самоидентификации и приходим к тому, что миру нам сказать нечего. У нас еще нет определенной четкой позиции: мы и о собственной истории до сих пор не договорились. Разумеется, есть люди, которые своим трудом и упорством выводят Беларусь на международные кинофестивали, но это не киноиндустрия. Индустрия — это завод по производству продукта, который, выбрасываясь в большой мир, приносит дивиденды", — пояснил свою позицию Максимков и похвалил проходящего мимо Митрия Семенова-Алейникова, который как раз и вывел белорусский молодой кинематограф на международный уровень своей короткометражкой "Одной крови".
Максимков рассказал, что молодые режиссеры частенько спрашивают его, почему сам продюсер не снимает кино.
"А я честно говорю — мне до сих пор нечего сказать миру языком киноискусства. А когда молодые, дерзкие ребята рвутся сказать новое слово в кино, не имея возможности ясно сформулировать свои мысли, кино получается невнятное. У белорусского кино одна проблема: не в деньгах и не в технологиях, а в отсутствии внятной идеи", — считает собеседник Sputnik.
Даже тот факт, что белорусы научились работать с новыми камерами и создавать на экране красивую картинку, Максимкова не обнадеживает.
"Киноиндустрия — синтетический вид бизнеса, под технологиями понимается не только качество картинки. Важнейшая технология в кино — психология, и в этом плане мы в каменном веке. Только догадываться могу, насколько серьезное внимание в киноиндустрии уделяется психофизике, изучению вкусов зрителя. Так что у нас и появились крутые камеры, мы нисколько не приблизились к миру в вопросах кинотехнологий", — резюмировал Максимков.