Есть в Голливуде такой режиссер-траблмейкер Ларри Чарльз. Если проводить бытовые аналогии, то его можно назвать многодетным отцом трудного семейства. Практически каждый фильм Ларри Чарльза попадал в какую-то малоприятную историю. Например, комедия "Борат" задела жителей Казахстана и оказалась там запрещена. Фильм "Бруно" имел трудности с российским прокатом. Причин много — и юмор ниже пояса, и вопиющая нетолерантность.
Новая комедия Ларри Чарльза называется "Миссия: неадекватна" и тоже несет в себе семена скандала.
Издержки пафоса
Пусть вас не вводит в заблуждение вот это вот "миссия не". Ничего от приключений Тома Круза там нет. События "Миссий" никак не обыгрываются и не пародируются. Оригинальное название "Army of one" ("Один в поле воин").
Саша Барон Коэн — постоянная звезда картин режиссера-скандалиста — в новом фильме не участвует. Вместо него — величавый Николас Кейдж. Переводя на постсоветские реалии: представьте, что статусный, с уклоном в трагизм, маэстро — Сергей Гармаш или там Олег Меньшиков — вдруг отшвырнули свои регалии и бросились сниматься у Жоры Крыжовникова в продолжении эпопеи "Горько". И притом играли бы с очевидным удовольствием.
Интрига? Пожалуй, да. Тем более что надо иметь в виду, что предыдущей работой Кейджа стал густопафосный, надрывный и трагический фильм "Крейсер" про кораблекрушение с атомной бомбой на борту. Презентуя этот фильм в России, Николас Кейдж приезжал и в МИА "Россия сегодня" (где работает автор этих строк). Многие коллеги ходили на него смотреть и делали селфи. В фильме "Крейсер" на глазах у Кейджа блестели слезы, на мужественное лицо ложилась тень решимости и так далее.
И совсем не то в "Миссии…". Кейдж ведет себя несолидно. Порою даже носится по экрану как укушенный вампиром Джигурда.
Объяснить эту клоунаду можно. Генерирование героического пафоса — процесс отнюдь не безотходный. В душе патетического творца копится субстанция, полностью противоположная пафосу — своего рода творческий шлак. Иные пафосмейкеры — вроде Мела Гибсона — аннигилируют эту субстанцию в пьянках и кутежах. А приличный человек Николас Кейдж — взял, да и вывалил на зрителя.
Это объяснение было удовлетворительным примерно половину фильма. Но затем стало понятно, что роль Кейджа — не просто выпуск пара, а что-то большее. И если присмотреться внимательней, так даже и Роль с большой буквы, похлеще короля Лира.
С горящими глазами
Итак, перед нами — асоциальный старый холостяк. Размести такой анкету на сайте знакомств — случился бы феерический провал. Герой Кейджа Гарри Фолкнер не имеет ни работы, ни семьи, ни даже собственного жилья. Зато во множестве имеет, воспользуемся терминологией интернет-знакомств, ВП — то есть вредные привычки. В числе сомнительных активов — подорванное здоровье. Два раза в неделю герой Кейджа проводит на диализе. Возможно, продал почку за долги — но это за кадром истории.
Таких людей, как Гарри Фолкнер, мы видели, например, в "Большом Лебовски" братьев Коэнов, в сериале "Во все тяжкие". Так что перед нами, несомненно, характерный американский типаж: вечный подросток возрастом под пятьдесят, перезревший кидалт, пожизненный бездельник на пособии, спорщик с телевизором (как герой Сергея Светлакова в "Нашей Раше").
И вот однажды во время диализа (который надо проходить регулярно, иначе возможны галлюцинации) Гарри Фолкнеру является Бог и велит отправляться в Пакистан, найти там главного мирового террориста Усаму бен Ладена (а дело происходит в 2004 году, и глава "Аль-Каиды" еще жив) и доставить его на суд в США.
Бог предстает в образе мускулистого молодого человека с татуированными руками. Играет его британец Расселл Брэнд — бывший муж поп-звезды Кэти Перри. Бог много сквернословит, даже закатывает смертному Гарри истерики, но направляет его на путь истинный.
Гарри сначала пытается манкировать своей миссией, но после пары пропесочиваний берется за дело с энтузиазмом ветхозаветного пророка и фирменными кейджевскими горящими глазами. И все-таки добирается до Пакистана. Это не спойлер, об этом сообщается в самом начале фильма. А вот вопрос, находит ли он Усаму — пусть останется без ответа.
Правда, заметим вскользь, что главным противником героя Кейджа в Пакистане оказывается не Бен Ладен, а местная резидентура ЦРУ, занятая имитацией бурной деятельности. Разведчики не хотят терять "кормильца".
Время "Вишневых садов"
Отечественной киноаудитории "Миссия…" может и не понравиться. Разочарованы окажутся поклонники "Бората", которые не найдут здесь фирменного юмора ниже пояса. Во многих откликах в интернете фильм уже упрекают — мол, вообще не смешной.
На самом деле, юмор есть. Но он — не детский, не про какашки. Скорее, смех здесь — метафизический, требующий для понимания себя наличия определенного (желательно негативного) жизненного опыта. Это как с Чеховым: ранние рассказы у него — смешные, ухохочешься, а в зрелом возрасте взял, да написал "Вишневый сад", который вообще не смешной, однако обозначен как комедия.
Вот и для Ларри Чарльза, чувствуется, пришло время "вишневых садов".
Возмутит фильм людей религиозных. Притом, как минимум, двух конфессий. Но, думаю, нагнетать не стоит. Тем более что безбожие фильма — очевидно поверхностное. В глубине-то, поскребешь и откроется, что религиозный подтекст — есть. "Миссия…" — это попытка встроить ветхозаветный нарратив в современные реалии. Вот как бы выглядели пламенные библейские пророки в XXI веке? Не исключено, что как герой Николаса Кейджа.
В общем, коммерческого успеха у фильма, полагаю, не предвидится. Могут возникнуть скандалы, но они, скорее, из области минуса, нежели плюса.
Политическая сатира
В какой-то момент метафизическая притча трансформируется в политическую сатиру. Вдруг понимаешь, что в образе бесноватого Гарри видишь стандартизированного американского обывателя, которому вдруг что-то там остро понадобилось на другом конце земного шара. Возникла какая-то галлюцинаторно-шизофреническая цель, ради которой надо оставить родной штат Колорадо и поехать "воевать" в далекий условный Пакистан.
Собственно, создатели фильма пародийными средствами пытаются анатомировать тот шип в глобальном американском седалище, который зовет вашингтонских "ястребов" вторгаться в далекие города не на игрушечном дельтаплане с самурайским мечом, а на вполне себе сверхзвуковых бомбардировщиках "стелс".
На самом деле — смелое высказывание. И если, как нам сообщали в дни президентских выборов в США, подавляющее большинство голливудских мастеров культуры — за Клинтон, то создатели "Миссии…" — определенно на стороне Трампа.
И да — в конце фильма с удивлением узнал, что он основан на реальных событиях. Действительно, живет в штате Колорадо такой Гарри Фолкнер, который более десяти раз пытался проникнуть в Пакистан и Афганистан в поисках Усамы Бен Ладена. А ведь автор этих строк до самых титров думал, что эта неполиткорректная притча — вымышленная.