Елена Васильева, Sputnik.
Прошлая осень ознаменовалась для минчан возможностью посмотреть на графику художников Дали, Шагала и Матисса в художественной галерее "Дом картин". В этом ноябре минчанам решили показать вторую часть коллекции, в которую вошли работы Пикассо, Кандинского и Миро. С управляющей галереи и искусствоведом Ольгой Клип корреспондент Sputnik обсудила, как подготовить себя ко встрече с прекрасным, чтобы избежать реплики "мой пятилетний сын нарисует так же".
Помни о ящике
В центре выставочного зала — огромные ящики. В них картины из коллекции прибыли в галерею, и организаторы выставки, решив дать возможность зрителю прикоснуться к закулисью работы галериста, поместили кофры в центре выставочного пространства. Пусть это будет напоминанием зрителю, который слишком увлекся кинофестивалем "Лістапад", что совсем скоро — меньше чем через месяц — Пикассо, Кандинский и Миро вернутся в ящики, и чтобы взглянуть на них, придется ехать за рубеж.
Коллекция, представленная в "Доме картин", принадлежит российскому коллекционеру и уже объехала едва ли не всю Россию.
В планах галереи привлечь на выставку, которая продлится в течение месяца, четыре тысячи человек. За минувшие выходные пришло всего четыреста человек, но уже к концу этой недели организаторы проведут целый цикл встреч и лекций, за время которых научат любить современное искусство.
Подготовь себя к Кандинскому
"Знакомство с искусством ХХ века лучше начинать, будучи хоть немного подготовленным. Дегуманизированное искусство, которое полностью уходит от фигуративности, от привычного образа, зачастую неопытного зрителя повергает в шок и вызывает восклицания, мол, мой ребенок рисует лучше", — рассказала Ольга.
Чтобы избежать такой реакции зрителя, "Дом картин" организует цикл встреч для детей и взрослых, во время которых разъясняют, кто такой Пикассо, Кандинский и Миро. Например, здесь с малышами будут рисовать "как Пикассо". "Моему ребенку нравится рисовать, как великие художники", — смеется галерист. А взрослым пояснят, как понять Кандинского и Миро, и ответят на банальный, но важный вопрос — почему эти художники стоят таких денег.
"Может быть, одной экспозиции и недостаточно, чтобы убедить человека, что это высокое искусство, но сделать свой первый шаг к его пониманию на такой выставке будет верным. В конце концов, представленные художники — это уже классика", — уверена Ольга.
Галерист уверена, что чтобы понять современное искусство, нужно как можно чаще с ним соприкасаться.
"Это определенный визуальный опыт, мы "насматриваемся". Музыкальный авангард может быть любим меломаном и непонятен неподготовленному слушателю, а философская литература — неискушенному читателю. Но если слушать нетривиальную музыку, читать литературу, изучать произведения современного искусства, начинаешь понимать этот язык, улавливать содержание. Так что просто приходите и смотрите, и начнете понимать, почему этих художников признают во всем мире", — пригласила Ольга.
Выставка только стартовала, и уже в эти выходные можно будет посетить несколько встреч и лекций, которые сделают вас ближе современному искусству.
- 19 ноября, 16:00 — 17:30
"Детский мастер-класс "Рисуем как великие художники. Миро".
Большинство работ Жоана (Хуана или Хоана) Миро смотрятся по-детски наивно — яркие цвета и толстые черные контуры. Во время мастер-класса подобно Миро мы объединим цветной фон с черной карандашной линией, растушеванным кругом и плотно закрашенным кругом, чтобы продемонстрировать, как все эти элементы, не связанные между собой, могут превратиться в одну картину.
- 20 ноября, 15:00 — 16:30
"Кто такой Пикассо?"
Три воскресенья подряд в "Доме картин" на выставке "Великие классики ХХ века" будут проходить встречи с кандидатом искусствоведения, который расскажет и покажет, кто такие Пикассо, Миро и Кандинский.
Литография — это не копия
На громкие имена белорус идет охотно и уверенно: посмотреть на Пикассо — всегда достойный способ провести уикенд.
Но какими бы громкими ни были имена художников, публика немало смущается, когда узнает, что представлена будет не живопись, а графика. В прошлом году неискушенный зритель даже порой восклицал, мол, Шагал-то не настоящий! На новую выставку приходят и подготовленные зрители, которые готовы часы проводить в выставочном зале, и новички, которые до сих пор задаются вопросом, оригиналы ли перед ними.
Корреспондент Sputnik попросила Ольгу Клип разъяснить, что такое литография и почему представленную графику ни в коем случае нельзя обзывать "копией".
"Василий Кандинский, Пабло Пикассо и Хуан Миро в своем творчестве часто обращались к техникам печатной графики — к офорту и литографии. Но зритель к печатной графике относится скептически, с подозрением, не зная всех нюансов создания графических работ. А ведь оригиналы по своим техническим свойствам легко отличимы от копии. Копии создаются с существующего отпечатанного листа. А создание литографических работ, хоть они имеют некоторый тираж, трудоемко: художник использует специальным образом подготовленный литографский камень, в несколько слоев наносит на него рисунок, протравливает специальными кислотами, смывает рисунок, заново наносит краску, и только после отпечатывает изображение на листе", — пояснила собеседница агентства.
Если речь идет о цветной литографии, — а большинство работ, представленные на выставке, таковы, — то эту работу художнику приходится проделывать несколько раз, потому что каждый цвет отпечатывается с нового камня.
"Так что говорить о копиях не приходится — это оригинальные работы, отпечатанные с литографских камней, подготовленными художниками", — разъяснила галерист.
Кстати, представленные художники активно работали в печатной графике.
"И потому говорить, что раз это не живопись, значит, недостойно внимания, неверно: как раз в графике художник получал возможность для эксперимента", — уверена Ольга.
Кстати, приходя на выставку, посетители заходят и в залы, в которых выставлены работы белорусских художников.
"Многим оказывается ближе живопись белоруса Сергея Римашевского — это понятные образы, это люди, которые окружают нас в повседневности, в отличие от "детских рисунков" Миро. Если зритель пропускает зал с белорусами, в обязательном порядке отправляем их насладиться всеми площадями", — смеется Ольга, и корреспондент Sputnik, исследовав зал с великими художниками ХХ века, направилась по пути каждого посетителя галереи.