Геворг Мирзаян, специально для Sputnik.
Победа Дональда Трампа вызвала у всех политологов смешанные чувства. С одной стороны, она выводит американского больного из "стабильно тяжелого состояния с прогрессированием в сторону дальнейшего ухудшения". С другой стороны, непонятно, в какую сторону выводит — то ли в амбулаторию, то ли в реанимацию.
Москву интересует политика будущей администрации в отношении постсоветского пространства. Как изменится подход США к сфере ответственности России?
Конечно, есть вероятность, что не изменится вообще.
"Предвыборная программа Трампа была очень критична и по отношению к Прибалтике, и по отношению к Украине. Но вот дадут ли ему ее выполнить полностью? Тут многое будет зависеть от позиции бушевских неоконов (например, Джона Болтона, которого прочат в Госдеп на важную должность). И если вокруг Трампа будет бушевская команда, то смягчения не произойдет", — считает программный директор Валдайского клуба Олег Барабанов.
Однако, с большой долей вероятности, изменения будут. Безусловно, не критичные — сдавать своих союзников ради расположения России Америка не будет. Страны Прибалтики могут быть спокойны — да, Дональд Трамп угрожал выселить их в Африку (коль они не могут ужиться рядом с русскими), однако республиканский президент вряд ли пойдет на радикальные шаги. Не станет он и разгонять НАТО, которая (по мнению Литвы, Латвии и Эстонии) является единственной силой, не дающей российским "вежливым людям" обустроиться на прибалтийской земле. В лучшем случае, Трамп лишь отрихтует организацию, попытавшись повысить ее эффективность. В частности, пересмотрит антироссийский крен альянса в сторону противодействия реальным угрозам (той же запрещенной в РФ и других цивилизованных странах террористической группировке "Исламское государство").
И вот тут появляется пространство для неопределенности. НАТО само по себе не является врагом России — проблема была в том, что альянс проводил демонстративную антироссийскую линию, пытался консолидироваться и обрести новые смыслы за счет игры на мифической российской угрозе. Москва, безусловно, будет требовать от Трампа прекращения антироссийских шагов, но эти требования должны быть взвешенными и касаться только реальных русофобских действий. Например, размещения в Восточной Европе сегментов противоракетной обороны и прописывания в программных документах НАТО России как основного противника.
Размещение же в Прибалтике дополнительного контингента войск НАТО не является антироссийским шагом в полном смысле этого слова, поэтому не должно вызывать какого-то разочарования Трампом.
Напомню, что северо-восточный фланг НАТО всегда был слабо защищен, и в военно-политических планах альянса на случай войны подразумевалась быстрая оккупация этой территории российскими войсками. Что очень напрягало местное население — фактически им объясняли, что НАТО может пренебречь своим уставом и просто оставить Прибалтику под Россией. Соответственно, недостаточность военных гарантий альянса всегда использовалась местными националистическими политиками для разжигания антироссийской истерии. Размещение же небольшого контингента западных войск устраивает абсолютно все стороны. Государства Прибалтики получили гарантии стопроцентного американо-европейского вмешательства в потенциальный военный конфликт (ведь войска НАТО станут своего рода жертвенными овечками — в случае гибели своих солдат альянс попросту не сможет закрыть глаза на оккупацию Балтии). Россия же получает снижение антироссийской истерии в Прибалтике, которая оказывала негативное влияние на процесс российско-европейских переговоров.
Пора отвечать
Что же касается Украины — самой острой постсоветской темы в российско-американских отношениях — то тут, как минимум, стоит ожидать если не улучшения, то хотя бы отказа от дальнейшей эскалации ситуации. Как по объективным, так и по субъективным причинам.
С субъективной точки зрения, украинцы будут платить за свои слова. Ни для кого не секрет, что Дональд Трамп стал частью украинской внутриполитической пропаганды. Значительная часть украинских политиков критиковала республиканского кандидата, используя при этом целый набор оскорблений, начиная с "путинской марионетки" и заканчивая "сумасшедшим". Таким образом украинские активисты, во-первых, набирали внутриполитические очки, во-вторых, усиливали накал антироссийской пропаганды (которая, по их мнению, является лучшим способом консолидировать общество). И в-третьих, пытались набрать очки у команды Клинтон.
К сожалению для них, "дедушка для битья" стал президентом, и пан пропал. Во-первых, из-за необходимости как-то нивелировать свои слова и извиниться перед Дональдом. Массовое стирание своих постов тут не поможет.
"По своему психологическому типу Трамп — выраженный альфа-самец, поэтому крайне болезненно воспринимает личные выпады в свой адрес. Ему, безусловно, доложат о заявлениях Порошенко и Авакова, и это не добавит теплоты в отношении Трампа к Украине", — считает Олег Барабанов. Собственно, ситуацию уже начали отыгрывать политики, которые стояли в стороне от массового остракизма в адрес Трампа. Так, Михаил Саакашвили надеется засветиться свой новой оппозиционной деятельностью — администрация Обамы его не замечала, так, может, Трамп отметит? Особенно, учитывая фактор личного знакомства между миллиардером и беглым грузинским политиком.
Во-вторых, Украина попадает из-за того, что частью ставки на победу Хиллари было и отношение Киева к Минским соглашениям.
Петр Порошенко фактически действовал по принципу "месяц простоять, да два продержаться". Украинские лидеры открыто саботировали "Минск", упрямо держались под давлением ЕС и России, ибо были уверены в том, что после прихода госпожи Клинтон изменится статус-кво. И что в рамках нового расклада сил Америка снова поставит ЕС по стойке "смирно", резко ужесточит политику в отношении Москвы и избавит Украину от необходимости федерализации и договорного решения идущей в стране гражданской войны.
Возможно, Хиллари этим бы и занялась, но вот Трамп имеет иные взгляды на будущие отношения с Россией. И просьбу Надежды Савченко по "сохранению и даже усилению санкций против страны-агрессора — Российской Федерации, потому что эта страна понимает только силу и решительность, которыми Вы лично и Ваша страна обладаете", скорее всего, оставит без внимания. Москва нужна Трампу для решения целого спектра внешнеполитических задач, начиная от Сирии и заканчивая Китаем. Ссориться с ней ему не с руки, и в худшем случае он лишь авторизирует поставки на Украину устаревших летальных вооружений. И то лишь для того, чтобы польстить Конгрессу.
"Трамп настроен на отношения с Россией по принципу сделки. И если эта сделка будет заключена, то постсоветское пространство останется в сфере ответственности России. В отличие от Сирии, Китая и Латинской Америки, которые сохранятся в сфере ответственности США", — сказал Барабанов.
Важный момент: Трамп, в отличие от Хиллари, готов признать постсоветское пространство зоной ответственности России и уважать ее интересы. И если Дональду Трампу удастся договориться с Владимиром Путиным, то сделка будет заключена и российско-американские отношения получат шанс вылезти из комы.
Однако, если стороны не придут к компромиссу (по вине упрямства, отсутствия доверия или саботажа со стороны Конгресса), то Трамп продолжит линию на сдерживание Москвы по всему пространству российских границ. И исторический шанс будет упущен.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.