На круглом столе по гендерным проблемам, который прошел в МПЦ Sputnik, председатель правления МОО "Гендерные перспективы" Ирина Альховка заявила, что декретный отпуск в 20 дней могут сделать обязательным для белорусских отцов. Во всяком случае, такая законодательная инициатива давно уже ждет своего рассмотрения.
Декретный отпуск для отца — общепринятая практика во многих европейских странах. Государство приветствует, когда ответственность разделена между родителями. Три недели для молодого папы предусмотрены в Англии, папа из Швеции должен побыть в декрете хотя бы два месяца — иначе государство лишит семью некоторой доли социальных выплат. А в Финляндии в декретный отпуск уходил даже премьер-министр Пааво Липпонен.
Сложно переоценить все плюсы от этой инициативы. В том случае, если речь идет о помощи в первые дни после возвращения мамы с малышом из роддома. В первые дни всем непросто — ребенок привыкает к новому существованию, родители привыкают к новому человеку в своей жизни и друг к другу в новых обстоятельствах. И это замечательно, если в первые дни, когда у ребенка еще нет режима дня, а замученная мама мечется в чумке послеродовой депрессии и бессонных ночей, рядом будет человек, которой сможет помочь, и право это будет не "за свой счет", а гарантированное государством.
Впрочем, у медали, которая так хорошо выглядит, скептики тут же увидели другую сторону — среди разных оценок, которые получила эта инициатива, есть и такие, что благо может оказаться не всегда таковым. И отпуск, который должен облегчить маме первые дни после роддома, может стать для нее дополнительной нагрузкой в виде папы, возлежащего пред телевизором. А еще, пишут скептики в соцсетях, мера эта очень понравится сельским семьям, где сидеть на пособии куда выгоднее, чем работать в колхозе за гроши, да и папе декретные придутся как раз кстати: рождение ребенка — чем не повод, чтобы "замачивать" его аккурат все 20 дней? Государство и пособием снабдило.
То, что некоторые давно уже паразитируют на скудных пособиях, — отнюдь не повод лишать всех остальных отцов провести время рядом с ребенком. Хотя, на мой взгляд, куда весомее здесь гендерные стереотипы нашего общества, ведь и сейчас законом позволено брать декретный одному из родителей, но этой возможностью пользуется, по статистике, не более 1% счастливых отцов. В наших условиях это не только экономически нецелесообразно — зарплата у мужчин на четверть выше, чем у женщин, — но и с точки хранения стереотипов почти нереально: декретный — это такой "мамский клуб", где невозможно представить папашу, коротающего время в песочнице, поликлинике или на прогулках в парке. И до этого осознания нашему обществу еще надо дозреть.
Впрочем, пока сложно понять, в какой форме будет принято у нас это нововведение. Есть ведь и еще один вид декретного, широко практикуемый в европейских странах: когда в отпуск по уходу родители идут по очереди — сначала мама, а после того, как закончилась грудное вскармливание, и до детсада — отец. При шведских размерах отпусков, где для папы обязательны хотя бы 2 месяца в декретном с сохранением 80% среднего заработка, это вполне целесообразно. Если же новая законодательная инициатива в Беларуси будет подразумевать все-таки сидение в отпуске по очереди, то в наших реалиях, скорее всего, она окажется малоприменимой. Ибо 20 дней — слишком маленький срок, который нельзя рассматривать ни как помощь, ни как альтернативу. Вначале декретного это почти невозможно, мама кормит ребенка каждые 2-3 часа и не может надолго от него отойти. А после вскармливания — ну не выходить же ей на 20 дней на работу, чтобы вновь уйти в декрет после того, как папа отбудет свой обязательный срок общения с ребенком?
В какой форме нововведение о декретном для отцов будет принято в Беларуси, покажет время, пока законодательная инициатива еще не имеет четкого выражения и немало воды утечет, прежде чем она "окуклится" в законодательную норму. Хочется надеяться, что руководствоваться все-таки будут здравым смыслом.
В свое время о мужских декретных отпусках широко заговорили, когда о намерении ухаживать за новорожденной дочкой заявил Марк Цукерберг. На два месяца он удалился от дел, чтобы быть вместе с женой и новорожденной дочкой. Понятное дело, не лишних рук в не хватало семье богатейшего человека мира. Просто в такие сакральные моменты рядом с новым человеком должны быть оба родителя — это очевидно и прекрасно. В такие моменты формируются связи, выстраиваются отношения не только с матерью, с которой ребенок связан ментально, но и с отцом, что не менее важно.