Елена Васильева, Sputnik.
Отец Олега Гальцева обходился без кисти правой руки больше двадцати лет. Сын-программист разработал функциональный протез для отца и выложил в сеть свои разработки, так что повторить его опыт сможет едва ли не каждый.
Сейчас создатель протеза программист Олег Гальцев и его коллега Сергей Арефьев, инженер-конструктор, ищут в свою команду дизайнера, чтобы протез обрел не только функциональность, но и внешний вид руки. Осталось увеличить прочность деталей, чтобы их не приходилось заменять каждые два месяца и протез мог работать без ремонта хотя бы полгода, — и получить механическую руку сможет каждый.
"Вчера даже попробовал работать паяльником"
"Олег сказал — я решил сделать протез. Потом началась долгая работа — он звонил в Германию, что-то делал, и в какой-то момент принес палец. Палец работал. Тут понадобилась моя помощь как консультанта. Мы активно тестировали его две недели — я попробовал пилить двумя руками, косить траву в деревне летом — и он выдержал испытания. А вчера попробовал поработать паяльником — и все получилось", — рассказал Sputnik отец Олега — Сергей Гальцев.
В пространстве hackerspace, где два года шла работа над протезом, Олег с отцом демонстрируют, как работает протез — механическая рука без труда собирает и разбирает детскую пирамидку из кубиков. Программист уточняет — полностью руку не заменит ни этот протез, ни его западные аналоги, но сможет изрядно облегчить жизнь.
"Почистить зубы, взять кружку, сумку — это человек сможет. Это хорошая альтернатива зарубежным брендам — в Германии подобный протез стоит порядка тридцати тысяч долларов, когда мы достаточно доработаем нашу модель, чтобы выставить ее на продажу, планируем не поднимать стоимость выше, чем до полутора тысяч", — уточнил ценовую политику Гальцев.
Кроме дизайна у протеза пока есть еще одна проблема — чтобы предложить его покупателю, нужно поработать с прочностью.
"Сейчас он выдержит порядка двух месяцев активной эксплуатации, но чтобы предлагать протез сторонним людям, нужно, чтобы он выдерживал хотя бы полгода эксплуатации, чтобы межремонтные промежутки увеличились", — пояснил инженер-конструктор Сергей Арефьев.
Отец программиста, которому непосредственно приходится иметь дело с новой рукой, освоил протез всего за несколько минут. Механизм работает таким образом, что специальных тренировок не потребуется.
"Людей с такой инвалидностью в мире достаточно много, особенно теперь, когда прямо сейчас в мире идет множество воин. Думаю, это хорошая альтернатива мировым брендам", — уверен Сергей Гальцев.
Собери сам
Создатели проекта выложили схемы протеза в сеть, так что повторить его сможет каждый. В любой компании, занимающейся распечаткой на 3D-принтере, можно загрузить файл со схемами деталей, а потом собрать протез, как указано в инструкции. Стоить это будет лишь несколько сотен долларов.
"Сделать простую и доступную модель было нашей главной целью. Мы хотели, чтобы человек при помощи технологий мог все повторить самостоятельно. Забрал деталь из принтера, обработал ее — и собирай руку. Схему, как собрать и настроить протез, мы выложили в сеть. Любой, кто когда-то собрал мебель IKEA, сможет собрать и руку", — уверен Сергей Арефьев.
Больше всего интереса к протезу сейчас проявляют белорусы и украинцы.
"Интересуются, можем ли мы разработать модель для детей. Но пока мы планируем довести этот протез до ума, второй этап — создать женский вариант, более узкую руку. И уже после возьмемся за самую сложную задачу — протез для детей. Мы хотим усовершенствовать то, что уже наработали. Если начнем распыляться, делать руки, ноги — то вообще ничего толком не сделаем. Мы сконцентрировались на понятной теме, где мы можем в самом деле качественно улучшить жизнь людей", — рассказал про план работы над протезом его создатель Сергей.
Авторы проекта пробовали обращаться со своей идей к некоторым краудфандинговым платформам, но пока что отклик нашли небольшой. Впрочем, сейчас вокруг протеза поднялась такая шумиха, что, возможно, помогать белорусским разработчикам рублем общественность начнет активнее.