МИНСК, 20 окт — Sputnik. Специалисты пытаются перезагрузить передатчик десантного модуля Schiaparelli ("Скиапарелли"), нештатно севшего на поверхность Марса, чтобы связаться с ним, в настоящее время о его состоянии ничего не известно, сообщает Sputnik International.
Аппарат должен был войти в атмосферу Марса 19 октября в 17:42 (по минскому времени, совпадает с московским), раскрыть парашюты и после их отделения включить двигатели мягкой посадки. Однако в этот же день стало известно, что "Скиапарелли" перестал передавать радиосигналы примерно за 50 секунд до момента касания поверхности планеты. Таким образом, установить характер возможных повреждений пока не представляется возможным, контакт с модулем не установлен до сих пор.
"Радиосигнал с модуля "Скиапарелли" был, но он был зашумлен, и его передача оборвалась перед посадкой на Марс. Расшифровка будет продолжаться", — сообщил журналистам представитель Европейского космического агентства (ЕКА) Паоло Ферри.
Парашюты раскрылись…
Как удалось выяснить специалистам ЕКА, ситуация начала развиваться нештатно после раскрытия тормозных парашютов. В этот момент "Скиапарелли" продолжал передавать сигналы.
"Аппарат вел себя так, как мы и ожидали до определенного момента. Нештатная ситуация стала развиваться после раскрытия тормозного парашюта. После него движение модуля перестало совпадать с нашими ожиданиями. У нас есть вся информация, чтобы разобраться в том, что произошло", — заявил представитель ЕКА Андреа Аккомаццо на пресс-конференции в немецком Дармштадте.
Тормозные двигатели не сработали?
Одна из причин неудачи может заключаться в нештатной работе двигателей мягкой посадки. Как отмечают в ЕКА, включенные вовремя двигатели проработали гораздо меньше времени, чем ожидалось.
"Двигатели точно включились, мы видели их включенными несколько секунд. Конечно, время (их работы) гораздо более короткое, нежели мы ожидали. Я не в состоянии сказать, все ли из них включились штатно, мы пока не обработали всю информацию. Но мы сможем сказать об этом в течение ближайших недель", — сказал Андреа Аккомаццо.
Последние 50 секунд
Десантный модуль миссии "ЭкзоМарс-2016" замолчал менее чем за минуту до времени предполагаемой посадки на Красную планету. Вполне вероятно, что из-за нештатной работы тормозных двигателей аппарат не смог снизить скорость до нужного значения и потерпел аварию, жестко коснувшись поверхности Марса.
"Я не обладаю точной цифрой, но это значение порядка 50 секунд (до посадки). Мы не можем исключать, что в последние секунды перед посадкой модуль двигался быстрее, чем планировалось", — сказал Аккомаццо, отвечая на вопрос журналистов о времени прекращения сигнала.
Мы все поймем и объясним
Специалисты надеются на восстановления связи со "Скиапарелли" для получения недостающей информации и установления точных причин нештатного поведения аппарата.
"Если мы решим что-нибудь предпринять, мы попытаемся перезагрузить приемопередатчик. В настоящее время мы продолжаем связь с орбитальной станцией, что означает, что TGO попытается выйти на связь со "Скиапарелли". Это все уже запланировано", — заявил руководитель миссии "ЭкзоМарс" Дон МакКой.
"Я убежден, что мы поймем, что точно произошло в течение фазы снижения, и мы будем в состоянии объяснить то, что мы наблюдали. У меня нет сомнений", — подытожил Андреа Аккомаццо.
Марс — это иллюзия
Российский писатель и ученый Владимир Губарев полагает, что полеты на Марс в ближайшие 20-30 лет весьма иллюзорны. С его точки зрения, полет на Красную планету — это примерно то же самое, что слетать на Луну.
"Американцы слетали. И что? Привезли ящик камней. А наши аппараты привезли сто граммов, и этого хватило, чтобы понять, что происходит на Луне", — сказал он в интервью Sputnik Латвия.
Губарев считает, что Марс — безжизненная планета, "чем-то испорченная", возможно, Солнечной системой.
"Для жизни он не пригодится. Там никогда не будут жить. Потому что зачем жить на Марсе, если легче жить в космосе? Это приблизительно то же самое, как когда говорят: "На Луне надо строить обсерватории". Зачем строить на Луне, когда лучше всего наблюдать за звездами из космоса, где нет помех и тяготения?" — задается вопросом ученый.
С точки зрения автора, исследовать Солнечную систему в целом и Марс в частности необходимо, однако не с целью нахождения следов жизни, а чтобы понять общие механизмы работы Вселенной, чтобы "найти возможность путешествовать из Вселенной во Вселенную".
Другой писатель-фантаст, член Союза писателей России Олег Дивов, утверждает, что "все, что связано с космосом, будет развиваться долго и медленно". По его словам, в ближайшем будущем удивительных открытий в сфере освоения космического пространства ждать не стоит.
"Удивления нас ждут в совершенно неожиданных сферах, очень далеких от космоса. Это биотехнологии. Это те же биотехнологии, основанные на нанотехнологиях. Это медицина. Возможно, гуманитарные технологии… Но не космос", — подчеркнул он.
ЕxoМars-2016 ("ЭкзоМарс-2016") — первый в истории сотрудничества Евросоюза и России проект по поиску жизни на Марсе. Запуск проекта начался со старта ракеты-носителя "Протон-М" с разгонным блоком "Бриз-М" 14 марта 2016 года с Байконура, когда связка аппаратов TGO-"Скиапарелли" была выведена на траекторию перелета к Марсу. Основная задача орбитального аппарата Trace Gas Orbiter (TGO) — поиск доказательств наличия метана в атмосфере планеты, которые могли бы подтвердить присутствие жизни или активности в настоящем или прошлом Марса. Цель посадочного модуля Schiaparelli — проверить ключевые технологии для второй экспедиции ExoMars, намеченной на 2020 год.