В тот день мне повезло дважды. Во-первых, я видел все своими глазами. Во-вторых, успел сфотографировать ключевые моменты.
На таких больших соревнованиях у фотографов действует предельно простое правило: кто раньше встал — того и тапки. Я как-то умудрился заранее втиснуться на скамеечку как раз лицом к ковру, что, как выяснилось позже, оказалось весьма и весьма дальновидно.
Появление нашего спортсмена местная публика встретила тепло (как-никак финалист), зато своего земляка, Амила Гасимова, просто окунула в овации. Это нормально для южных темпераментных народов: дружные выкрики, свист, барабанный бой любому соотечественнику придадут сил и уверенности. А тут не "любой" — действующий чемпион мира!
Что этому мог противопоставить чемпион европейского континента белорус Степан Попов? Холодный тактический расчет, заключенный в том, что надо самому писать сценарий поединка, а не надеяться, что соперник вдруг ошибется. Нужно было атаковать и атаковать, не давая Амилу опомниться, выматывать его, сбивать дыхание, терзать. И это получилось! В какой-то момент Степа крепко схватил ногу соперника и стал проводить болевой прием. Гасимов терпел, сколько мог…
Опытные и цинично юморные самбисты шутят: "Когда рвутся связки, только первые 10 секунд больно, а потом уже без разницы".
Что поделаешь — таковы суровые законы самообороны без оружия, борьбы, которая в особом почете именно у силовиков, которым не свойственны сантименты.
…Степан потом помог сопернику подняться, судья вскинул руку Попова вверх — победа!
А дальше случился тот самый эпизод, который заставил арену имени Гейдара Алиева рукоплескать белорусскому спортсмену.
Когда Степан понял, что Амил не может передвигаться самостоятельно, он просто подхватил его на руки, взвалил на плечи и отнес в раздевалку. Это было просто "вау!" Респект и уважуха! Это было здоровски красиво, похвально и благородно.
А выносил Попов Гасимова прямехонько на меня — вот она, удача! Я вскинул фотокамеру и успел несколько раз надавить на кнопку. Снял, признаться, кое-как (не мастер — подмастерье), но тогда я был счастлив вдвойне: белорус — чемпион, и я это зафиксировал!
К церемонии награждения Гасимова слегка привели в порядок, но нога, естественно, болела. И опять получилось символично: к пьедесталу ему помогал дойти наш Степан Попов, поддерживая Амила под руку.
Вот, собственно, и вся история. Ее главный герой до сих пор не очень понимает, почему столько внимания уделяется его достаточно скромной фигуре. Говорит, что не сделал ничего из ряда вон выходящего. Во всяком случае, у самбистов это в порядке вещей — помочь сопернику, если он в этом нуждается. Попова самого когда-то вот так же уносили в раздевалку. И это вполне естественно и нормально.
Но поступок людей зацепил. На следующий день продавец лепешек на Бакинском базаре наотрез отказался брать у меня деньги: "Ты из Беларуси? Вот повезло! Ваш парень вчера проявил к нашему борцу большое уважение. Мы это ценим. Не обижай меня деньгами. Это — подарок от чистого сердца".
Посол Беларуси в Азербайджане рассказал затем, что получил огромное количество звонков и смс-сообщений от бизнесменов, коллег-дипломатов (в том числе от тех, кто до этого не был замечен в особой симпатии к нашей стране) с поздравлениями и восхищением поступка белорусского спортсмена.
Про Попова сняли видеоролики, он стал героем многочисленных публикаций. И вот теперь — награда Fair Play. Международная, высокая, и — не надо скромничать — абсолютно заслуженная. Она как маяк, яркое свидетельство того, что благородство хоть и в страшном дефиците сейчас, но еще не потеряно окончательно.
Говорят, наглость — второе счастье. Но в память врезаются не наглые — честные.