Как Беларусь будет использовать председательство в ОДКБ

© Photo : из архива автораАлександр Шпаковский
Александр Шпаковский - Sputnik Беларусь
Подписаться
Колумнист Sputnik Александр Шпаковский о приоритетах белорусского председательства в Организации Договора о коллективной безопасности.

Очередное заседание Совета коллективной безопасности ОДКБ состоялось 14 октября в Ереване. Одним из результатов встречи стало принятие Республикой Беларусь от Армении обязанностей председательства в данной организации.

Официальный визит президента РФ В. Путина в Армению - Sputnik Беларусь
Лукашенко: ОДКБ должна поступать так, чтобы заставить НАТО ее признать

Минск не станет противопоставлять ОДКБ и НАТО

Несмотря на то, что официальный Минск не намерен публично излагать приоритеты своей каденции во главе ОДКБ, президент Беларуси все же сделал ряд знаковых заявлений. По мнению Александра Лукашенко, ОДКБ не следует "просить НАТО о признании", наоборот, стоит поступать таким образом, "чтобы заставить их признать нашу организацию". В результате подобное заявление Лукашенко было воспринято некоторыми кругами на Западе чуть ли не как "угроза" Североатлантическому Альянсу, якобы косвенно указывающая на намерение Беларуси использовать инструментарий ОДКБ для агрессивного ответа на укрепление НАТО в Польше и Прибалтике.

На самом деле это не совсем так. Во-первых, если обратиться к новой редакции белорусской военной доктрины, то НАТО больше не воспринимается отечественными военспецами в качестве потенциального противника.

Интервью министра иностранных дел Владимира Макея польской газете Речьпосполита - Sputnik Беларусь
Макей: я не думаю, что Россия виновата в том, что происходит в регионе

Во-вторых, в ходе недавнего визита в Польшу, прошедшего незадолго до саммита ОДКБ, министр иностранных дел Владимир Макей в интервью газете Rzeczpospolita отметил, что "укрепление присутствия НАТО в балтийских странах и Польше существенно повышает градус напряженности в регионе", однако не рассматривается белорусским руководством как "прямая непосредственная угроза безопасности Республики Беларусь".

То есть Минск по-прежнему исходит из традиционного примата бесконфликтной дипломатии, когда порох нужно держать сухим, однако это вовсе не значит, что стоит играть на повышение ставок в эскалации противоборства между Западом и Востоком. Скорее наоборот, белорусский интерес состоит в том, чтобы максимально заглушить конфликт и предотвратить столкновение, что подтверждается на примере позиции нашей страны как в отношении событий в Украине, так и недавнего российско-турецкого обострения. Кстати, дальнейший ход истории, особенно наметившееся сближение между Москвой и Анкарой, на практике подтвердили правильность именно такого сдержанного подхода. Так что же тогда имел в виду президент, заявляя о необходимости "заставить" НАТО считаться с ОДКБ?

Успех в борьбе с терроризмом в Центральной Азии — общий интерес и залог признания

Думается, что председательство Беларуси будет наполнено практическими предложениями по повышению роли ОДКБ на постсоветском пространстве, когда влияние организации будет столь значительно, что НАТО и другим акторам просто по умолчанию придется признавать волю данного блока. Важнейшим регионом применения возможностей ОДКБ представляется Центральная Азия, а область общего интереса —борьба с международным терроризмом.

Владимир Путин и Александр Лукашенко на заседании Совета коллективной безопасности ОДКБ стартовала в Ереване - Sputnik Беларусь
Фото
Кулуары саммита ОДКБ: что не показали официальные СМИ

Понятно, что в ожидании транзита власти в ряде центральноазиатских республик существенно активизировалось террористическое подполье, главари которого видят для себя определенные шансы в условиях потенциального кризиса управления. При этом с учетом стержневой роли Средней Азии в китайском проекте "Экономический пояс Шелкового пути", нельзя исключать заинтересованность конкурентов КНР в дестабилизации региона, в том числе с использованием проверенного тарана в лице разнообразных исламистских группировок, которые одновременно могут выступать также в ипостаси "борцов за свободу". В таких условиях разбалансированная Центральная Азия может стать базой и тылом для уйгурских террористов, борющихся против правительства КНР, а атака на Синцзян-Уйгурский Автономный Район — энергетическую кладовую Китая — вполне может заставить Пекин свернуть свои глобальные проекты переустройства мировой экономики.

А еще Центральная Азия, согласно распространенному мнению, — это своего рода "мягкое подбрюшье" России, то есть горячий конфликт в этом регионе — сигнал "Враг у ворот!" в прямом смысле слова. Триумф исламистов в ЦА приведет к тому, что ближневосточным пожаром будет охвачена огромная территория — условно от Мосула до Бишкека, и тогда защитить от войны Закавказье и Северный Кавказ будет практически невозможно. Кроме того, даже если абстрагироваться от негативного прогнозирования, то понятно, что правила евразийской экономической интеграции, предусматривающие свободное перемещение людей по территории ЕАЭС, будут использоваться (и используются) экстремистскими группировками в своих интересах. В этом случае территория Беларуси, являющаяся "воротами на Запад" ЕАЭС и ОДКБ, однозначно рассматривается в контексте транзита радикалов напрямую в ЕС, либо в ЕС через Украину. Немногие знают, но только в прошлом году на территории нашей страны было задержано 18 подобных "гастролеров", причастных к деятельности международных террористических группировок. Причем большинство этих операций явились следствием координации деятельности специальных служб именно по линии ОДКБ.

Таким образом, приоритеты председательства Беларуси, вероятно, будут направлены на укрепление военно-технического сотрудничества, подготовку контингента для миротворческих операций, усиление позиций блока в проблемных регионах, а также максимальное содействие развитию ВС и правоохранительных структур центральноазиатских союзников.

Что касается борьбы с терроризмом, то эта задача нашла свое закрепление в решениях Совета и принятой стратегии коллективной безопасности до 2025 года. Естественно, в поле зрения организации также останутся конфликты в Нагорном Карабахе и Украине, безопасность западных рубежей, однако, думается, что основные задачи придется решать все же на востоке.

Конъюнктура пока складывается благоприятная: прогнозы о возможной дестабилизации обстановки в Узбекистане не подтвердились, процесс перехода власти прошел без каких либо эксцессов. И хотя Узбекистан приостановил свое членство в ОДКБ, спокойствие в этой республике играет только на руку членам Организации Договора о коллективной безопасности. Поэтому не исключено, что в ходе своего председательства Беларусь также попробует "перезагрузить" отношения ОДКБ и Узбекистана и вовлечь Ташкент в проекты более тесного взаимодействия с блоком.

Лента новостей
0