Алиса Бабицкая, Sputnik.
Максим молод, энергичен и не боится прямых высказываний. Закончив художественное училище имени Глебова, он ценит творческое начало во всем, даже в вещах, казалось бы, заурядных.
Метро не сразу строилось
В уже далеком 2006 году я предложил главному архитектору УП "Минскметропроект" Телепневу и Дирекции по строительству метро свое скульптурное произведение под названием "Связи" для строящейся тогда станции "Борисовский тракт".
Скульптура была отвергнута, тогда ее признали формальной — в то время такая скульптура вызывала шок.
Первопроходец-формалист
Вообще, я — первый скульптор, начавший серьезно заниматься в пространстве белорусского искусства формальной, нефигуративной пластикой. Меня не забыли, и когда началась работа над станцией метро "Грушевка", мне позвонили из "Минскметропроекта" и предложили сформулировать видение произведения для станции.
К этому времени я уже осознавал, что не занимаюсь дизайном, а пытаюсь интегрировать художественное произведение в контекст городской среды, не хотелось повторять советский период оформления метрополитена, я осознанно от него отмежевывался.
Это своего рода альтернатива традиционным выставочным площадкам, куда ходит очень мало посетителей. Здесь, в метро, экспозиционные пространства, мега посещаемые зрителем. Таким образом, в диалог с произведением втягивается огромное количество желающих и не желающих.
Художественное пространство для пассажиропотока
Я интегрировал произведения на станции метро, и меня совершенно не волнует, как это работает с плиткой или побелкой на станции. Мои произведения самоценны, в отличие от керамической плитки с тематической лепниной, которой облицована станция "Якуба Колоса", или витражей, теряющихся в пространстве станции "Институт Культуры".
Я видел свою задачу создать художественное пространство, или пространство художественного произведения на станции, а не разбавить произведением стены, пол и потолок. Для меня важна тема произведения и аура, которую оно создает.
На "Грушевке" — это захват вестибюльной части, которая стала пространством экспонирования моего произведения.
В Малиновке — это артистический перпендикуляр транспортному мейнстриму повседневности. В его основе лежат переработанные знаки визуальной культурной коммуникации недавнего исторического периода в Беларуси. Я говорю о позднем СССР и о тех элементах народной культуры, которые я использовал, переработав или организовав визуальный парафраз. И когда мне пишут критики искусства, комментаторы в соцсетях и интернет-порталах, что это — лубок, я улыбаюсь, так как народная культура — это всегда лубок!
Грушевка — это моя история
В Грушевке я вырос, и это моя история. Когда я начинал работу, то использовал эскизы, сделанные еще в юности, переработав их, вдохнув новый смысл с учетом жизненного и творческого опыта.
Грушевка — это симбиоз натюрморта и пейзажа с гипертрофированным масштабом и доминантой натюрмортного элемента не только по отношению к пейзажу, но и по отношению к зрителю. Произведение формулирует вопросы копии и оригинала, той, моей, знакомой с детства "Грушевки" и этой, сегодняшней, станции.
Немного о новом
Сейчас у меня в планах — интегрировать произведения в новые станции минского метро, для начала их будет четыре: "Ковальская слобода", "Вокзальная", "Площадь Франтишка Богушевича" и "Юбилейная".
Это будет модульная скульптура с переосмысленными знаками народной культуры и ремесел, превращенная в модернистские объекты. Что-то совершенно новое для минского метрополитена, белорусского зрителя и художественного процесса в республике в целом.
Как и ранее, я не собираюсь вмешиваться в архитектуру станции, в то, что уже подготовлено "Минскметропроектом" и утверждено государственной экспертизой.
Это будут четыре разные станции в разных стилях. Скоро сами все увидите.
Урбанистический облик города
Облик Минска, его естественная городская среда, соответствует мировоззрениям и ценностям минчан, мне так кажется. На мой взгляд, скульптуры маловато. И пока не будет у нас аналога "итальянскому закону двух процентов" (речь идет о законе, согласно которому строительный инвестор обязан выплатить 2% от стоимости объекта в пользу государства для поддержания изящных искусств — Sputnik), не будет в Минске скульптуры.
Если же говорить о памятниках, то их можно отнести скорее к культовым и ритуальным сооружениям, нежели к произведениям искусства. В большинстве своем они очень шаблонны и, по сути, не представляют никакого интереса в контексте развития скульптуры и искусства в целом.
Скульптура, оттененная рисунком
Я готовлю выставочный проект "Эволюция" о моей творческой эволюции о переходе из мыслеформы к мыслематериалу, от модернистского искусства к actual art. Это серия скульптурных произведений, дополненных рисунками, сделанными по методу безконтурного рисования. Это огромное количество повторяемых механических движений графита по бумаге по часовой стрелке.
Это если говорить о ближайших планах, а вообще я очень хотел бы создать свой парк скульптуры.