ОДКБ должна заниматься безопасностью, а не политикой

© SputnikГеворг Мирзаян, научный сотрудник Института США и Канады РАН
Геворг Мирзаян, научный сотрудник Института США и Канады РАН - Sputnik Беларусь
Подписаться
Политолог Геворг Мирзаян рассуждает о карабахской вилке, словесной дуэли России и НАТО и перспективах евразийского военного альянса.

Геворг Мирзаян, специально для Sputnik.

Саммит Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ), прошедший в Ереване, не был рядовым мероприятием. На фоне апрельского обострения в Карабахе и системного кризиса в российско-западных отношениях страны — члены Организации должны были решить, как им жить дальше.

Официальный визит президента РФ В. Путина в Армению - Sputnik Беларусь
Лукашенко намерен вывести ОДКБ на новый серьезный уровень

Карабахская вилка

Чисто юридически Нагорный Карабах не имеет никакого отношения к ОДКБ. Все страны ОДКБ признают самопровозглашенную НКР территорией Азербайджана (у Армении особая позиция, но факт остается фактом — и Ереван до сих пор не признал независимости Нагорно-Карабахской республики, хотя часть депутатского корпуса давно призывает пойти на такой шаг). Поэтому то, что некоторые назовут "попыткой Азербайджана восстановить свою территориальную целостность", а другие — "стремлением захватить Нагорно-Карабахскую республику" в любом случае не касается сферы деятельности ОДКБ.

Однако специфика отношений Степанакерта и Еревана, подразумевающая участие армянских войск в нагорно-карабахском конфликте, делает ситуацию крайне сложной и запутанной даже с юридической точки зрения. Что, в частности, было продемонстрировано во время апрельского обострения, когда удары (как утверждают — и, судя по всему, обоснованно — в Ереване) наносились и по территории Армении.

Владимир Путин и Александр Лукашенко на заседании Совета коллективной безопасности ОДКБ стартовала в Ереване - Sputnik Беларусь
Фото
Кулуары саммита ОДКБ: что не показали официальные СМИ

На тот момент обошлось без необходимости ОДКБ вмешиваться в конфликт — официальный Ереван по вполне понятным причинам решил не инициировать экстренное заседание Организации Договора о коллективной безопасности и не стал просить ее об участии. Однако не исключено, что в случае повторения обострения, причем на более серьезном уровне (то есть не локальной провокации Баку, а начале полномасштабной войны), запрос все-таки будет подан. И тогда ОДКБ должна будет прийти к единому мнению о характере этой войны: идет ли речь о нападении на страну — члена ОДКБ (о чем будет говорить Россия), или же это ответ Азербайджана на "вторжение армянских войск в Нагорный Карабах" (на чем могут настаивать некоторые среднеазиатские члены ОДКБ).

Любой исход этой дискуссии вряд ли будет способствовать укреплению единства ОДКБ, а возможный отказ в помощи Армении повлечет за собой серьезнейший кризис легитимности.

Именно поэтому страны — члены ОДКБ (и особенно Россия) крайне заинтересованы в том, чтобы не было даже причины начинать дискуссию. А значит, необходимо любым образом заморозить конфликт — то есть надавить на азербайджанское руководство (единственное из всех участников заинтересованное в размораживании).

Организация Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) - Sputnik Беларусь
Инфографика
ОДКБ: основные цели, структура и военный потенциал организации

Некоторые активисты уверяли, что задабривание Баку произойдет за счет интересов и, возможно, даже территорий НКР, однако российский президент четко дал понять, что на Ереван в этом вопросе давить он не собирается. "Мы … должны стремиться к тому, чтобы все проблемы, которые достались нам из прошлого, решались бы мирным путем и на основе компромиссов. Именно компромисса, на который готова пойти и та, и другая сторона. В этом контексте мы обсуждали и карабахскую проблему", — заявил Владимир Путин.

России невыгодно "продавливать" Ереван, причем не только из-за ответного кризиса в и без того непростых армяно-российских отношениях. В Москве понимают, что односторонние уступки Ильхаму Алиеву ради успокоения последнего будут восприняты в Баку как проявление слабости и готовность Кремля к дальнейшим "сдачам" ради стабильности в "кавказском подбрюшье" России. И поэтому эти уступки не поспособствуют нужной России стабилизации ситуации.

По всей видимости, Кремлю и его союзникам по ОДКБ придется искать иные методы убеждения Азербайджана в опасности размораживания нагорно-карабахского конфликта. Причем опасности не только для России, но и для самих азербайджанских властей.

НАТО не будет

Если кавказская проблема носит скорее тактический характер, то конфликт между Россией и коллективным Западом поставил перед ОДКБ стратегический вопрос о сущности их бытия.

Совместное заседание СМИД, СМО и КССБ ОДКБ в Ереване - Sputnik Беларусь
Армения передала Беларуси председательство в уставных органах ОДКБ

Ни для кого из специалистов не секрет, что ОДКБ создавалась как система коллективной безопасности постсоветского пространства для защиты этой территории от внешних стран-агрессоров и международных террористов. Последнее условие уже сейчас требует от ОДКБ новых форм реагирования. Почти все среднеазиатские режимы находятся в глубоком социально-экономическом кризисе, и внешние террористические или просто экстремистские силы (афганские боевики или ИГ) могут использовать этот кризис для нападения на республики или даже смены режима. Учитывая специфику того же Таджикистана, любая возможная смена режима в нем по определению будет проходить с использованием террористических методов, что фактически вынуждает Россию и страны ОДКБ заниматься не только защитой, но и сохранением режимов.

В принципе, тут особых проблем для такой эволюции нет — все прекрасно понимают последствия новых "майданов" или "тахриров" для стабильности постсоветского пространства. Поэтому стороны уже выразили готовность составить единый список террористических организаций.

Однако конфликт России и Запада поставил перед странами ОДКБ вопрос об эволюции совершенно иного плана — от коллективной безопасности к внешнеполитическому союзу.

Официальный визит президента РФ В. Путина в Армению - Sputnik Беларусь
Лукашенко: ОДКБ должна поступать так, чтобы заставить НАТО ее признать

Некоторые политики и активисты, конечно, призывают к такой трансформации, выступают за коллективное сопротивление агрессивному Западу, созданию некой "евразийской НАТО". Но, судя по всему, этого не произойдет, и ни в какое НАТО Организация не трансформируется — ни сейчас, ни в обозримом будущем.

Как минимум потому, что страны-члены (даже Беларусь) не заинтересованы принимать участие в системной конфронтации между Россией и странами Запада. От участия в этой словесной дуэли они ничего не приобретут, кроме экономических потерь и усиления политико-экономической зависимости от России (ведь при вступлении в конфронтацию им придется отказаться от "западного" вектора своей внешней политики, который у некоторых является единственной альтернативной российскому вектору).

При этом Москва (судя по всему) даже и не пытается принудить их к вхождению в военно-политический альянс. В Кремле понимают, что создание "евразийского НАТО" будет стоить слишком дорого и вызовет ненужные разногласия внутри стран-участниц, вплоть до попыток переворотов в некоторых из них.

С Западом Москва разберется своими силами, а энергию стран — членов ОДКБ направит на решение конкретных общих проблем в евразийском доме. 

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Лента новостей
0