Елена Ольшанская, Sputnik.
В понедельник главный белорусский "переговорщик" по газу вице-премьер Семашко отчитался перед президентом о решении газового и нефтяного спора с РФ, однако последовавшая вслед за этим информация из Москвы была несколько противоречивой. Как следует из заявлений российского руководства, ни о какой скидке на газ для Минска речи не идет, долги за газ придется погасить, и только после этого РФ восстановит поставки нефти в Беларусь. Sputnik проанализировал заявления и позиции сторон.
Минск: очередные баталии закончены
Утро понедельника началось с того, что первый заместитель министра энергетики Леонид Шенец в беседе со Sputnik анонсировал новости об успехе газовых переговоров между Минском и Москвой. Последний раунд переговоров прошел на минувшей неделе с участием министра энергетики страны Владимира Потупчика и вице-премьера РБ Владимира Семашко, который, хотя и курирует теперь промышленность, но по-прежнему остается главным белорусским "переговорщиком" по нефти и газу.
Правда, Шенец пообещал, что новости последуют со стороны правительства, однако спустя несколько часов стало известно, что в понедельник президент Беларуси заслушал доклад об итогах этих переговоров.
Лукашенко с удовлетворением констатировал, что "очередные баталии закончены", и подчеркнул, что Беларусь не просит от РФ "ничего лишнего".
Позднее Семашко рассказал журналистам, что Беларусь выплатит России "определенную сумму" в виде погашения газовых долгов, взамен на это Москва уже в этом году предоставит скидку на газ. Кроме того, по словам вице-премьера, Беларусь и РФ согласовали траекторию снижения цены на последующие годы.
Касаемо нефтяного сектора, Семашко проинформировал, что РФ восстановит поставки нефти в Беларусь в прежнем объеме, взамен на это Минск отменит скандальное постановление МАРТ о повышении тарифов на транзит российской нефти сразу на 50%.
Москва: все несколько иначе
Совещание по энергетическим вопросам провел в понедельник и премьер-министр России Дмитрий Медведев. И здесь выяснилось, что с российской точки зрения договоренности с Минском в энергетической сфере выглядят несколько иначе.
Во-первых, никакой скидки на газ в этом году Беларусь не получила и будет платить за него согласно контракту, по уже утвержденной формуле, которая так не устраивала белорусскую сторону, и из-за чего, собственно, и разгорелся весь сыр-бор.
Во-вторых, уже до 20 октября Минск обязан погасить имеющиеся долги за полученный газ, которые, по подсчетам российской стороны, составляют 300 миллионов долларов.
О цене газа на следующий год ни сам Медведев, ни вице-премьер Аркадий Дворкович, доложивший российскому премьеру "белорусский вопрос", ничего не сказали. Следует ли из этого, что и говорить не о чем, в Минске пока не знают.
В-третьих, РФ восстановит поставки нефти в Беларусь, исходя из годового объема в 24 миллиона тонн, как и предусмотрено балансом, но тоже при выполнении Минском ряда условий. Этих условий немного: погашение долгов за газ и гарантированный юридически объем поставок белорусских нефтепродуктов на российский рынок в размере одного миллиона тонн.
Последнее условие недвусмысленно говорит о том, что белорусским нефтепереработчикам и трейдерам придется поставлять в РФ топливо по российским же ценам, а они сегодня ниже белорусских.
По процессингу тоже придется подвинуться
Еще одним моментом, на который мало кто обратил внимание, стали слова вице-премьера Дворковича о том, что российскую сторону не вполне устраивают существующие сегодня на белорусских НПЗ условия для работы российских нефтяных компаний.
В текущем году, по данным концерна Белнефтехим, уровень давальческой переработки нефти на белорусских НПЗ российскими компаниями упал до антирекордных 3%.
По словам Дворковича, есть определенные нюансы по режиму, объему и цене переработки на белорусских заводах. "На эту тему будет подготовлено отдельное соглашение между министерствами энергетики двух стран", — добавил вице-премьер.
Фактически это означает, что Беларусь будет вынуждена создать российским переработчикам более выгодные условия для работы на условиях процессинга. Как это будет реализовано — в виде снижения стоимости процессинга, в виде увеличения премии переработчикам или как-то еще, пока сказать сложно.
Странная победа
Если суммировать информацию о нефтегазовых переговорах из белорусских и российских источников, возникает странное впечатление. То ли белорусская сторона поторопилась рапортовать об успехах, то ли все же надеется получить желаемый результат.
Однако, если смотреть на российские источники, получается, что никаких особых результатов в так называемой "шестой газовой войне" Беларусь не получила. Долги придется заплатить, цены останутся прежними, нефть вернут, но тарифы на транзит останутся прежними, да еще и перед российскими давальцами придется подвинуться.
Последняя надежда — на Путина
Как отмечают сегодня в Минске несколько обескураженные источники и эксперты в энергетическом секторе, не исключено, что Беларусь рассчитывает все-таки добиться более выгодных итогов на последующих переговорах Лукашенко с Путиным.
В понедельник Лукашенко подчеркнул, что будет настаивать на создании равных условий для субъектов хозяйствования двух стран.
"Мы ничего лишнего не требуем от Российской Федерации. Мы требуем, чтобы наши субъекты хозяйствования и наши люди были в равных условиях в союзе Беларуси и России согласно букве и духу договора о союзном строительстве. Вот единственное, чего мы требуем", — сказал белорусский президент.
Он подчеркнул: "(Газовый спор будет — Sputnik) главным вопросом в дальнейших моих переговорах с президентом Путиным". "Я не буду затрагивать никаких бухгалтерских расчетов. Главное будет это", — сказал белорусский президент. Лукашенко отметил: "Где-то мы по каким-то вопросам должны подвинуться и подвинемся (интерес у России к Беларуси огромный), где-то они". "Но если мы видим свою перспективу в едином целом, нам на это надо идти и на этом надо настаивать", — подчеркнул глава государства.