Елена Ольшанская, Sputnik.
Решение Беларуси повысить с 11 октября в полтора раза тарифы на транзит российской нефти по территории республики эксперты в Минске готовы расценивать как новый аргумент белорусских властей в затянувшихся газовых переговорах.
Постановлением МАРТ от 28 сентября 2016 года тарифы на транзит российской нефти по территории Беларуси с 11 октября повышаются в среднем на 50%.
Между тем, Москва и Минск продолжают переговоры об условиях поставок российского газа в Беларусь. Несмотря на то, что стороны уже несколько раз заявляли о достижении компромисса, точка в переговорах пока не поставлена, окончательной цены на газ на 2016 год и новой формулы для 2017 года пока нет.
В игру вступила тяжелая артиллерия
О том, что постановлением МАРТ Беларусь нарушила сложившуюся белорусско-российскую методику формирования тарифов на транзит нефти, уже заявили "Транснефть", ФАС и Минэнерго РФ. Российские ведомства не исключают судебного иска, но пока намерены консультироваться.
Известный белорусский эксперт нефтяного рынка Татьяна Маненок считает, что решение о повышении тарифов, принятое Минском в одностороннем порядке, можно расценивать как новый аргумент в газовых переговорах и своеобразный ответ на ограничение Россией поставок нефти в Беларусь.
"Отчаявшись добиться компромиссного решения по цене на газ, официальный Минск готов на отчаянные шаги — по сути, поставить крест на достигнутых договоренностях по условиям повышения тарифной ставки на транзит российской нефти, достигнутых с таким трудом в январе 2010 года", — заявила Маненок в беседе со Sputnik.
Она напомнила, что тогда после долгих споров стороны наконец смогли подписать методику расчета стоимости транзита. С тех пор стороны ежегодно по утвержденному протоколу согласуют новые тарифы, которые вступают в действие с 1 февраля. Если договориться по величине тарифов не удалось, Беларусь может повышать их на уровень среднегодовой инфляции плюс максимум 0,03%.
Пересматривать тарифы вне плана стороны могут только при существенном изменении условий хозяйственной деятельности организаций трубопроводного транспорта Беларуси.
Последний раз тарифы на транзит нефти по Беларуси индексировались в предусмотренном методикой порядке с 1 февраля 2016 года.
Не только газовые, но и нефтяные
Маненок отмечает, что нынешний нефтяной конфликт "пока носит гораздо более мягкий характер". Предыдущие конфликты имели гораздо более серьезные последствия для обеих сторон.
Ежегодными были нефтяные споры начиная с 2006 года, когда Россия объявила об отмене с 2007 года льготного налогообложения экспорта нефти в Беларусь. Переговоры о льготах успехом не увенчались, и с 2007 года Минск был обязан платить 100% российской пошлины на сырую нефть, поставляемую в республику. В ответ на это Минск пошел на введение пошлины за транзит российской нефти, Гомельская таможня составила протокол на главу "Транснефти" за неуплату пошлин и вызвала его в суд. Через несколько дней транзит нефти через Беларусь был остановлен, формальным поводом стало обвинение со "Транснефти" в том, что Минск ведет несанкционированный отбор нефти.
Закрытым нефтяной вентиль оставался три дня, однако никто из западных потребителей серьезно не пострадал. Под давлением проблем на внутреннем рынке и в связи с угрозой потерять российский рынок белорусские власти были вынуждены пойти на уступки.
Пошлина была отменена, и уже 11 января "Транснефть" в полном объеме возобновила транзит. Но определенных льгот Беларусь все же добилась: получила квоту на беспошлинный экспорт нефти и возрастающий с каждым годом — до конца 2010 года — коэффициент к российской пошлине на нефть.
Стоила ли игра свеч? С ответом на этот вопрос белорусские эксперты до сих пор затрудняются. Минску удалось монетизировать выгоды, но репутация оказалась подпорчена.
Это не выгодно ни одной из сторон
Маненок считает, что возникший конфликт и его обострение не выгодно ни России, ни Беларуси. Хотя, признает эксперт, у Минска гораздо меньше возможностей и рычагов отстаивать свою позицию.
"В сегодняшнем нефтегазовом обострении отношений ближайших союзников у России гораздо больше козырей, чем у Беларуси. Прежде всего, сегодня РФ имеет профицит мощностей по поставкам нефти на экспорт. Другое дело, что быстро переориентировать белорусский транзит нефти — а это более 50 миллионов тонн нефти в год — на другие логистические направления российским нефтяным компаниям, у которых заключены долгосрочные договоры с европейскими потребителями, сегодня практически невозможно", — подчеркнула Маненок.
По ее словам, белорусский маршрут транзита нефти в Европу самый короткий, и "перекрытая труба" значит для "Транснефти" не только финансовые, но и имиджевые потери.
"Для Беларуси нефтяной конфликт с Россией тоже невыгоден. Следует отметить, что реальной альтернативы поставкам российской нефти у Беларуси на данный момент нет. Кроме того, объявленный Россией секвестр поставок нефти в этом году создает серьезную угрозу для стабильной работы не только белорусских НПЗ, но и предприятий отечественной нефтехимии", — сказала собеседница агентства.
Она также подчеркнула, что "монетизация нефтетранзитных отношений с Россией, чем угрожает официальный Минск, вряд ли способна покрыть потери, которые уже несет белорусская сторона".