Теперь события 11 сентября, или, как говорят американцы — "9/11", восстановлены по минутам. Но в то утро никто не понимал, что происходит. И не знал, что делать. Через несколько дней после трагедии газета New York Times обвинила Пентагон в том, что там не понимали, как реагировать на разворачивающуюся ситуацию.
"Мы не знали, что делать"
Получив в распоряжение расшифровку переговоров диспетчеров и пилотов за 11 сентября, издание сообщило, что около 8:20 утра диспетчеры уже понимали, что рейс American Airlines 11 был захвачен. И когда в 8:48 в СМИ появились первые сообщения о том, что в северную высотку ВТЦ мог врезаться самолет, они знали, о каком лайнере идет речь. И через несколько минут после этого стало понятно, что самолеты United Airlines 175 (протаранивший Южную башню WTC в 9:03) и American 77 (атаковавший западное крыло Пентагона в 09:37) также были захвачены.
Автор этих статей Мэттью Уайлд отмечает, что командование страны вовремя не приняло решений, и приказы об отправке боевых самолетов были отданы слишком поздно. Истребители были подняты в воздух лишь за десять минут до столкновения Boeing со второй башней. Прибыв к ВТЦ, пилоты смогли наблюдать лишь картину разрушений. Три F-16, отправленные на перехват двигавшегося на Пентагон лайнера, прибыли к месту через 15 минут после того, как самолет врезался в здание. При этом Уайлд задается вопросом о том, каковы были бы действия командиров и пилотов, если бы они прибыли раньше.
"Мы не знали, что делать", — объяснил РИА Новости бывший корреспондент New York Times. "Если вы были в истребителе и подали сигнал об угнанном самолете, или если вы были на земле, ответственны за истребитель, — вы не знали, какой отдавать приказ. Отдать приказ сбить гражданский самолет в США было невероятно", — говорит Уайлд.
США не были готовы к такой атаке, считает он. Страна уже сталкивалась с угоном самолетов, но никогда — с несколькими одновременно. Более того, противовоздушная оборона страны была ориентирована на защиту от бомбардировщиков, которые прибудут в США извне, в первую очередь, из СССР.
"Так как СССР уже не существовал, ПВО была смягчена. Было меньше истребителей, и не было правил относительно того, что делать с самолетом камикадзе. Сбить самолет — это убить всех на борту и, вероятно, людей на земле. Надо было быть абсолютно уверенным, что это лучшее решение. И прежде мы никогда об этом не думали", — продолжает Уайлд. Он отмечает, что несколько месяцев после атаки США проводили боевое патрулирование, однако до 11 сентября истребителей в воздухе не держали.
Страницы истории
Через 442 дня после атаки в США была создана независимая комиссия по расследованию терактов 11 сентября, которая в 2004 году представила свои выводы. Одним из главных стало признание того, что исполнители терактов воспользовались "глубокими административными провалами" в работе правительства и спецслужб США. Последняя глава доклада была засекречена все последние годы. 28 страниц были опубликованы лишь в июле этого года, обнародовав информацию о возможной связи между террористами и представителями властей Саудовской Аравии. При этом доказательств на страницах отчета не приводится.
Публикация секретных документов стала возможной во многом лишь благодаря давлению общественного мнения и СМИ, считает директор правозащитной группы 28Pages.org Брайен МакГлинчи. Он убежден, что обнародование этих данных оказало давление и на конгресс США. Палата представителей в пятницу, за два дня до 15-й годовщины трагедии, проголосовала за закон, позволяющий пострадавшим и родственникам жертв атак 11 сентября подавать в суд на Саудовскую Аравию. Сенат единогласно поддержал законопроект в мае этого года.
МакГлинчи ожидает, что с началом в США судебных процессов будут представлены новые показания и данные, что приведет к раскрытию правительством новой информации, которая до сих пор укрывается.
"Атака имела огромное влияние на политику США — внешнюю и внутреннюю. Вслед за 11 сентября администрация Буша использовала любую возможность, пытаясь увязать Ирак с атаками, хотя не было никаких доказательств такой связи. В то же время администрация Буша укрыла большую часть свидетельств, которые веско говорили о связях правительства Саудовской Аравии с захватчиками самолетов. Вторжение США в Ирак, к сожалению, привело к катастрофе, которая продолжается, и к тому, что мы видим — беспорядку, хаосу и кризису с беженцами, которые исходят из Ирака и Сирии", — считает МакГлинчи.
Официальная версия событий 11 сентября 2001 года не раз подвергалась критике. Один из тех, кто ее опровергает, — известный итальянский журналист и общественный деятель, бывший депутат Европарламента Джульетто Кьеза. На основе проведенного им в 2006 году расследования был снят документальный фильм "9/11. Расследование с нуля".
Кьеза уверен, что за теми, кто направлял самолеты на башни-близнецы, стоят "заговорщики", в том числе из руководства США и Саудовской Аравии, поскольку "такая сложная операция не могла быть в руках 19 террористов". "Этот террористический акт был совершен, чтобы сплотить вокруг США весь Запад, начать войну против терроризма, втянув в нее всех европейцев. И вот уже 15 лет мы находимся на этой линии, в состоянии войны против фиктивного исламского терроризма", — заявил Кьеза.
"Есть 40 пунктов, которые доказывают, что официальное расследование — это обман и фальшивка. Например, уже было проведено множество исследований, которые подтвердили, что нет доказательств нахождения 19 террористов внутри разбившихся самолетов. Кроме того, физики, архитекторы и инженеры говорят, что то, как упали башни, говорит о том, что они рухнули в результате направленного взрыва", — отметил он.
Голоса 11 сентября
Мэри Фетчет основала фонд "Голоса 11 сентября" после гибели сына. Она была одной из тех, кто добивался создания комиссии по расследованию.
"Я не хочу, чтобы матери прошли через то, через что прошла я и другие семьи. Я не хочу, чтобы кто-то умер так же, как мой сын и 2,977 человек в тот день. Нам нужно было понять, в чем были ошибки. Мы хотели, чтобы наше правительство сделало соответствующие изменения, чтобы обеспечить безопасность", — поделилась она.
Что такое терроризм Фетчет узнала на себе. "До 11 сентября мы в США думали, что теракты происходят где-то за океаном, но это был сигнал к пробуждению", — говорит она. Последние 15 лет в ее глазах были временем радикальных изменений. Борьба с терроризмом — особый вопрос в политике США и отдельная тема для кандидатов нынешней президентской гонки. Фетчет ждет, что следующий президент страны будет "понимать международное сообщество и будет способен строить сотрудничество с мировыми лидерами".
"11 сентября мы видели переход от одной администрации к другой. Этот переход должен быть мягким. Они (новая администрация — ред.) должны иметь глубокое понимание вопросов, понимать эту угрозу. Они должны слышать международные обеспокоенности и строить мосты", — отметила собеседница агентства.
Без покоя
Трагедия 11 сентября забрала и изменила жизни в нескольких тысячах семей. Для многих последние 15 лет горя были также борьбой за то, чтобы похоронить своих близких. На бронзовых плитах мемориала 11 сентября высечены 2,977 имен погибших, более тысячи из них не опознаны до сих пор. Их останки помещены в подземное хранилище при музее, открытом на месте катастрофы в 2014 году.
Розмари Кейн 11 сентября 2001 года потеряла сына, служившего пожарным. Сегодня она вновь пойдет на церемонию к месту, где стояли башни Всемирного торгового центра и где погиб Джордж. В память о нем и о тех, кто был бесследно погребен под рухнувшими небоскребами, Розмари продолжает настаивать на возведении наземного памятника по образу могилы Неизвестного солдата. "Семьи месяцами ждали и молились, что их родных обнаружат. А затем город забрал неопознанные останки и оставил их там, под землей. Это гадко", — поделилась она.
В хранилище продолжают работать медэксперты, но шансы, что будут опознаны все, малы. "Они все еще наши родные. Да, мы не знаем, чьи это останки, но они принадлежат семьям. У города нет права помещать их в платный музей. В Америке мы уважаем погибших. Мы не используем их, не насмехаемся над ними. А это то, что они сделали", — считает Розмари. Сохранение фрагментов тел "в уважительном и доступном месте", по ее мнению, "принесет некий мир и утешение семьям".
Самый крупный теракт
События 11 сентября вошли в историю США как крупнейшая террористическая атака. В памяти тысяч людей в стране этот день имеет свою историю.
Полковник в отставке Эрл Расмуссен уволился из Сухопутных войск США незадолго до 11 сентября. Он рассказывает, что его бывший кабинет в Пентагоне находился ровно там, куда врезался самолет. "Это крыло здания было только отремонтировано, и сотрудники едва начинали туда переезжать. Если бы теракт был совершен на несколько недель позднее, число погибших в Пентагоне могло было быть 10 тысяч человек или даже больше", — поделился он.
11 сент 2002: минута молчания в память о погибших в теракте в Нью-Йорке перед заседанием высокого уровня в Совбезе pic.twitter.com/pN1gjY8DRl
— ООН (@UnitedNationsRU) 11 сентября 2016 г.
Исполнительный директор ассоциации трейдеров NACSSA Майкл Мур 11 сентября 2001 года был Вашингтоне, куда прибыл накануне ради деловой встречи. Он вспоминает кадры башен ВТЦ, которые в то утро были по каждому каналу. "Настрой был апокалиптический. Казалось, что террористы везде. В отеле я прожил пять дней. Пришлось просто сидеть, ждать. Город был перекрыт. Ты вдали от твоей семьи и не имеешь никакого понимания, сколько твоих друзей и знакомых пострадали и что происходит в Нью-Йорке", — говорит он.
Его друг Питер в тот день проводил IT конференцию в ресторане на вершине торгового центра. Он опоздал к открытию, но 16 его сотрудников и 65 делегатов — IT-менеджеров со всего мира погибли. "Питер лично обходил больницы, пытаясь найти хотя бы одного оставшегося в живых. Но погибли все. Он продал свой бизнес, а на сайте, где была представлена его компания, он оставил лишь историю о 9/11".