Вероника Тризно, Sputnik.
Длинный рубль и короткая скамейка, дорогой трек и дешевый патрон, сильный ветер и яркое солнце. Спортивные функционеры выяснили, что помешало белорусам хорошо выступить на ОИ-2016.
Совместное заседание коллегии Министерства спорта и исполкома Национального олимпийского комитета, прошедшее в среду в Минске, скучным не было: интересная для многих тема – оценка выступления белорусской сборной в Рио, эмоциональные доклады, острые вопросы "кто виноват" и "что делать". В зале вспомнили и тех, кто поднялся на пьедестал, и тех, кто остановился в нескольких шагах от победы, и тех, кто до Рио так и не доехал.
Министр спорта Александр Шамко и первый вице-президент НОК Максим Рыженков дали свою оценку прошедшим Играм: белорусы выступили достойно, но на "удовлетворительно", потому что могли достичь большего. Пообещали "не снимать головы", но предложили собравшимся руководителям спортивных федераций и тренерам национальных команд проанализировать ошибки и рассказать, что предстоит исправить за следующий олимпийский цикл перед Токио-2020.
Длинный рубль
"Мы не ищем правых и виноватых. Но есть виды спорта, которые находятся на государственном финансировании, и руководителям этих федераций в укромном уголке отсидеться не получится", – заявил Шамко, открывая заседание.
Он отметил, что при подготовке к Олимпиаде в Рио 80% средств из республиканского бюджета были потрачены на приоритетные виды спорта, атлеты в которых завоевывали медали на прошлых Играх и чемпионатах мира. Однако отдачу получить удалось далеко не от всех команд.
Выступление Рыженкова было еще более эмоциональным: он откровенно заявил, что некоторые спортсмены и тренеры в погоне за длинным рублем пренебрегли главным стартом четырехлетия.
"Участие в многочисленных коммерческих первенствах, погоня за длинным рублем и международным статусом для одних оказалось важнее", – сказал Рыженков, обратив внимание на то, что пока олимпийские чемпионы восстанавливаются после Рио, некоторые наши спортсмены бьют рекорды на коммерческих стартах, а на ОИ они были не на пике формы.
Первый вице-президент НОК также назвал "манипуляцией и банальным обманом" те прогнозы тренеров, которые "брались с потолка ради дополнительного финансирования". Не устраивает его и то, что многие представители олимпийских видов спорта, получив стипендию за промежуточный результат, на этом успокаиваются. Рыженков отметил, что НОК предложит президенту Александру Лукашенко отказаться от чрезмерного материального стимулирования за промежуточные результаты и пересмотреть сетку за призовые места на чемпионатах мира и чемпионатах Европы при отсутствии результатов на ОИ в олимпийских видах спорта.
Устаревшая фармакология
Руководители спортивных федераций в свою очередь одной из основных причин того, что удалось достичь далеко не всех поставленных целей, назвали фармакологическую проблему. Рыженков согласился с их доводами.
"Мы не справились с поиском разрешенных восстановительных средств", – констатировал он. По словам первого вице-президента НОК, наши атлеты в Рио элементарно не успевали восстанавливаться после стартов, и, обращаясь к представителям медицины и науки, отметил, что "даже не всегда можем поставить правильный диагноз, годами в отдельных видах спорта в национальных командах не можем закрепить врача, массажиста".
Заместитель министра здравоохранения Дмитрий Пиневич не планировал выступать на коллегии, но после критических замечаний решил взять слово и огорошил цифрами тех, кто жаловался на недостаточное обеспечение фармакологическими средствами: 30% запрошенных федерациями препаратов выбраны по заявке не были.
Он также обозначил еще одну важную проблему – чистоты питания спортсмена. Минздрав предложил федерациям исследовать в своих лабораториях чистоту БАДов, которые даются спортсменам. Кроме федерации бокса на сегодняшний день ни одна федерация не стала проводить таких лабораторных анализов.
Признавая важность спортивной медицины, Пиневич рассказал, что до появления Республиканского научно-практического центра спорта никто не делал целевых заявок в медицинские вузы на набор студентов. Для РНПЦ обучили пятерых специалистов, готовят и для других.
"Сегодня в медицинских вузах учатся более 70 человек по заявкам спортивных федераций", – рассказал он. Единственное, что смущает первого заместителя министра здравоохранения, что 30 из них – будущие стоматологи. Пиневич усомнился в том, что это самая востребованная специальность для спортивной медицины.
Дешевые патроны
Белорусским спортсменам в Рио, как оказалось, мешали и естественные причины: например, ветер и солнце. Как признался главный тренер национальной команды по пулевой стрельбе Игорь Басинский, привыкшие к работе в закрытом помещении белорусы на открытом воздухе просто теряются.
"Они же под лампочкой тренируются, ровное освещение, ветра нет. Они не умеют стрелять на ветру", – сказал он.
Еще одна проблема, по его словам, – отсутствие необходимого снаряжения, а в случае с пулевой стрельбой – высокоточных патронов.
"Мы не можем прибрести большую партию высокоточных патронов, допустим, 100 тысяч штук. Никто не будет продавать конкурентам хорошее. Мы вынуждены закупать через фирмачей малыми партиями и выбирать хоть и лучшее, но из среднего класса", – констатировал Басинский.
"Да хоть в розницу покупайте, на вес", – перебил его министр спорта и посоветовал решать проблему, а не сетовать на нее.
Дорогой трек
Председателю Белорусской федерации велосипедного спорта Николаю Ладутько пришлось держать ответ за спортсмена Василия Кириенко, который своим отношением к олимпийскому старту и коммерческим соревнованиям и вызвал наибольшую критику как у спортивных чиновников, так и у болельщиков.
Вместе с тем Ладутько озвучил и свои претензии к руководству отрасли: так, по его словам, следует сделать бесплатным велосипедный трек для тренировок национальной команды и спортсменов из олимпийского резерва.
"Спрашиваем результаты, но не даем возможности нормально тренироваться и соревноваться", – сказал он.
Короткая скамейка
На совместном заседании коллегии много слов звучало о необходимости работать с резервами. Вице-премьер белорусского правительства Наталья Кочанова просила присутствующих обратить особое внимание на спортивные школы и тренерские кадры для регионов.
"Сегодня не хватает белорусских квалифицированных тренеров, которые могли бы эффективно работать с молодежью. В некоторых спортшколах и отделениях штатного специалиста нет по пять-шесть лет, хотя в Беларуси есть 11 училищ олимпийского резерва, три вуза готовят тренеров по спорту, а 12 высших учебных заведений – спортивных менеджеров и учителей физкультуры", – сказала она.
Другой вопрос, по словам вице-премьера, – качество подготовки кадров. "Желающих поступить в вуз много, а специалисты затем уходят в общеобразовательные школы или вообще из системы спорта", – констатировала Кочанова.
Рыженков согласился с тем, что уровень подготовки тренерских кадров в белорусских вузах оставляет желать лучшего.
"Тренеры не используют возможности повышения квалификации по зарубежным программам, не знают английского языка и не могут ознакомиться с новой методической литературой, общаться со своими коллегами на соответствующих семинарах. Белорусские тренеры крайне редко участвуют в обучении за границей, хотя возможностей достаточно", – сказал он и в качестве примера привел ситуацию в баскетболе, где из 200 тренеров смогли найти лишь двух человек, чтобы отправить на международную стажировку.
Ближайшие перспективы
Подводя итоги встречи, заместитель главы администрации президента Игорь Бузовский согласился с прозвучавшим мнением о том, что белорусский спорт слишком увлекся коммерциализацией.
"Да, федерации в сложное время вынуждены зарабатывать на жизнь, но нельзя забывать и о государственных приоритетах", – сказал он.
Бузовский проинформировал собравшихся, что решением главы государства создана рабочая группа по анализу состояния спорта в стране и олимпийского движения.
"Работать эта группа начнет уже сегодня. Результат этого анализа будет представлен президенту", – резюмировал он.
Пока в ближайших планах – пересмотреть материальную мотивацию в спорте, оценить перспективы ОИ-2020, провести аттестацию национальных команд и освободившиеся средства направить на работу с олимпийским резервом, а также ввести пожизненную дисквалификацию для олимпийцев, попавшихся на допинге.