Первый патент на изобретение бюстгальтера был выдан 3 сентября 1914 года. Ко "дню рождения" бюстгальтера мы выяснили, почему до сих пор многие женщины проводят целые кампании против ношения бюстгальтеров.
Нет лифчика — нет проблем
В конце мая социальные сети охватил необычный флешмоб. Девушки со всего мира фотографировались в одежде без бюстгальтера. Акция получила название "No bra, no problem" ("Нет лифчика — нет проблем"). Она началась с того, что 17-летняя американка Кейтлин Джувик пришла в школу, не надев под одежду лифчик, и была отчитана руководством учебного заведения. По мнению директора, школьница выглядела вульгарно и создавала своим внешним видом проблемы: на нее пожаловался преподаватель-мужчина. После этого начался настоящий бунт: 300 учениц заведения пришли в школу без бюстгальтера.
Борьба продолжилась и в социальных сетях. На своей странице в Фейсбуке Кейтлин объяснила, что давно выбрала не надевать лифчик, но этим решением не нарушила норм общественной морали. Девушка добавила, что ношение лифчика — это интимный выбор каждой женщины, и если общество диктует, что выбрать, оно делает женское тело достоянием общественности.
Страница Кейтлин, где она назвала себя "Воином без лифчика", всего за пару недель привлекла десятки тысяч подписчиков. Под хэштегом #NoBraNoProblem в Инстаграме появилось больше 7 тысяч фотографий, на которых девушки демонстрируют преимущества отказа от лифчиков.
Орудие пыток
С первого дня существования запатентованного бюстгальтера женщины восприняли его неоднозначно. Одни увидели в нем освобождение от "оков" корсета, другие — символ угнетения женщины и ее тела. Предмет нижнего белья стал своеобразным индикатором настроений в обществе.
В книге "История груди" Мэрилин Ялом описывает два противоположных отношения к женской груди с давних времен: возвышенный, когда грудное молоко считалось священным, и сексуальный. "Возможность кормить и возможность возбуждать соревнуются друг с другом, до сих пор определяя судьбу женщины", — пишет исследовательница. Именно поэтому движение за права женщин совпало по времени с протестами против бюстгальтера.
В 1968 началась акция, впоследствии получившая название "сожжение лифчиков". Радикально настроенные женщины протестовали против конкурса "Мисс Америка", призывая выбрасывать и сжигать бюстгальтеры, накладные ресницы и другие женские предметы обихода, считая их унизительными. Некоторые женщины даже называли неприметную на первый взгляд деталь бельевого гардероба "орудием пыток". Также подчеркивалась связь ношения бюстгальтера и заболеваний груди (из-за нарушения кровотока).
Большинство опрошенных РИА Новости девушек признались, что надевают лифчик вынужденно. Свои доводы, однако, они описали по-разному.
"Я не могу позволить себе ходить без бюстгальтера на работе. Там много мужчин. Когда я прихожу в брюках, все смотрят на мои ноги и то, что выше. Страшно представить, что будет, если я приду без лифчика", — Анна, 31 год.
"В лифчике я чувствую себя защищенной. А без лифчика не хожу: как только это замечает муж, он тут же требует исполнить супружеский долг. Не надеть бюстгальтер для него — это некий призыв", — Ольга, 35 лет.
"Когда я резко похудела на 20 килограммов, моя грудь стала безобразной: обвисла, потеряла форму, превратилась в два пустых мешочка с растяжками. Я не снимала бюстгальтер даже в постели, но мечтала, что когда-нибудь смогу ходить без него", — Екатерина, 28 лет.
"Я как будто голая без лифчика. Без него на улицу не выхожу. Обожаю момент в конце дня, когда он расстегивается. Конечно, это какие-то зажимы: наверное, внутренний стыд, что я женщина", — Юлия, 26 лет.
Борьба с ветряными мельницами
Обнаженная грудь в искусстве символизировала свободу (пример — известная картина Эжена Делакруа "Свобода, ведущая народ"), священное материнство (образ Мадонны, кормящей младенца) и женственность (образ Венеры в картинах Боттичелли, Тициана и многих других). Но в жизни далеко не у всех намек на неприкрытую грудь вызывает одобрение.
Почти все опрошенные женщины отметили, что крайне негативно относятся друг к другу, если замечают отсутствие верхнего предмета нижнего белья. Большинство опрошенных мужчин, напротив, признались, что не испытывают отрицательных эмоций, увидев, что девушка без лифчика. Некоторые отметили, что их это смущает, кто-то уточнил, что это откровенная провокация.
Как пояснил психоаналитик Дмитрий Ольшанский, относиться к груди можно по-разному: как к источнику питания, наслаждения, предмету гордости или комплексов, элементу соблазна, просто органу тела. В этом нет никакой патологии до тех пор, пока человек принимает свое тело и ощущает себя в нем комфортно. Непринятие (дисморфофобия) иногда доходит до радикальных хирургических процедур и даже смены пола. Другой крайностью является отказ от косметики, бюстгальтеров и прочих атрибутов гендерной принадлежности.
Несмотря на то, что проблема объективизации женского тела действительно существует, ее восприятие также у каждого будет своим: для одних это косые взгляды, для других — домогательства, для третьих — возможность флирта, подчеркивает психоаналитик. Поэтому движение против лифчиков "похоже на борьбу с ветряными мельницами": оно лишает участников индивидуального самовыражения и связано с тем, насколько человек сам умеет или не умеет принимать свое тело, ощущать свою самоценность и принимать гендерную идентичность.