Европейский союз находится в кризисе. И одной из реакций на него стала активизация процесса межрегиональной интеграции в ряде конкретных сфер группы евросоюзных стран. Группа состоит из Польши, Литвы, Латвии, Эстонии, Чехии, Словакии, Венгрии, Болгарии, Румынии, Хорватии, Словении и Австрии. Следует отметить, что в отличие от известной идеи Пилсудского "от моря до моря", в современной инициативе Междуморье отсутствуют такие соседи России, а сегодня и ЕС, как Украина и Беларусь. Путь их в ЕС видится весьма далеким. Да и само будущее ЕС в нынешнем виде представляется труднопредсказуемым.
Одним из наиболее активных участников продвигаемой инициативы является президент Хорватии Грабар-Китарович. В Дубровнике и прошел в конце августа форум "Укрепление Европы: Подключение Север и Юг", в котором участвовали 12 государств, находящихся в регионе Адриатическое, Балтийское и Черное море. В своем выступлении президент Хорватии подчеркнула, что сотрудничество этой группы государств предполагает как защиту своих интересов, так и всего ЕС. Очевидно, что такая констатация целей подразумевает лоббирование общих интересов в Брюсселе. Особенно когда там рассматриваются вопросы финансирования проектов ЕС.
По некоторым данным, официальное приглашение было послано и сербскому премьеру Александру Вучичу. Но среди участников данного форума его видно не было. Зато было заявлено участие глав правительств таких балканских стран, как Косово, Македония и Черногория. Данный перечень балканских стран планировалось увидеть и по другому поводу.
Минск — столица мира
Так, во время прошлогоднего визита в Минск президента Сербии его белорусский коллега неожиданно предложил: в будущем году будет очень символично, если мы и руководители республики бывшей Югославии сможем здесь собраться по очень важному поводу — строительство этого символического центра "Минск-Мир". Лукашенко надеялся, что сербский гость сможет помочь пригласить их в Минск.
На столь заманчивое предложение Томислав Николич тогда ответил: "Да, я уже давал поручение господину Каричу (почетный консул), он побывал у президентов Хорватии, Словении, Македонии и Черногории. И, таким образом, здесь будет представлена вся бывшая Югославия. Это поможет нашим народам лучше жить".
С тех пор о данной затее в Минске ни слуху ни духу. Похоже, идею с балканским форумом в Минске просто "забальзамировали".
Сербский путь в Европу
Зато не обошли своим вниманием форум в Дубровнике еще и Турция, США и Китай, прислав своих министров иностранных дел, энергетики и путей сообщения. Одним словом, получилось довольно представительное и заслуживающее должного внимания мероприятие европейского значения.
А что касается Сербии, то в том же 2015 году, когда ее президент гостил в Минске, благодаря необходимому одобрению Германии, начались переговоры о вступлении Сербии в ЕС. А после блиц-визита Вучича в Москву в нынешнем году в ряде СМИ появились экспертные суждения о некоем охлаждении отношений Белграда с Брюсселем и Вашингтоном. И возникшем равнодушии к Междуморской инициативе.
Насколько оно может быть устойчивым, должен показать предстоящий в сентябре визит Дмитрия Медведева в Белград. А вот проявлением неравнодушия России к Сербии на Западе считают появление шести министров в сербском правительстве, свободно владеющих русским языком. И так складывается ситуация в Европе, что все новости вокруг Сербии дают основания полагать, что ее путь в ЕС будет значительно труднее, чем у 12 участников инициативы Междуморье, продолжающих сохранять антироссийские санкции.
Неприятным сюрпризом для Брюсселя стала особая, отличная от ЕС позиция Белграда. Президент Сербии Томислав Николич заявил: "Мы не можем ввести санкции против России, если это означает согласование с внешней политикой ЕС".
Польский терминал
Не секрет, что к продолжению этих санкций в европейских столицах сегодня можно услышать разные, неоднородные мнения. Считается, что наиболее солидарную позицию в поддержку санкций пытаются держать почти все 12 участников инициативы Междуморья на линии Адриатика-Балтика-Черное море, которую в Москве воспринимают как антироссийскую. Особенно после заявления президента Польши Анджея Дуды, что доминирование одного поставщика энергии — это вызов для Центральной Европы, несущий реальную угрозу.
Это заявление во многом конкретизировало смысл остальных выступлений, в которых звучали акценты на защите как собственных интересов, так и всего ЕС. Особенно когда в Брюсселе рассматриваются вопросы финансирования проектов ЕС. А ключевым проектом, по мнению президента Польши, является коридор Север-Юг, соединяющий уже существующий терминал СПГ в Свиноуйсьце с терминалом на хорватском острове Крк. Стоимость строительства терминала сжиженного природного газа (СПГ) на хорватском острове Крк со всей необходимой инфраструктурой оценивается примерно в €1 миллиард. Таким образом, польский терминал СПГ должен стать ключевой частью межморской системы Север-Юг интегрированной газовой сети стран Вышеградской группы и Хорватии.
Литовский опыт
Вызвало определенный интерес и выступление президента Литвы. Она представила опыт Литвы по строительству СПГ-терминала в Клайпеде, который, по ее словам, помог освободиться от монополистического диктата "Газпрома" и почти на четверть (23%) снизить цену на газ. Примером успешной деятельности также считаются электроэнергетические соединения Литвы со Швецией и Польшей, сократившие цену на электроэнергию на 16%.
Приоритетом Литвы в рамках инициативы Адриатика-Балтика-Черное море является обмен опытом по обеспечению разнообразия источников энергии, вклад в строительство СПГ-терминала на острове Крк. Это стратегически важный для региона Адриатического моря и Евросоюза проект.
С учетом нынешних "атомных" споров между Вильнюсом и Минском, вполне ожидаемо в речи литовского президента прозвучала тема борьбы с угрозой такого геополитического проекта, как не отвечающая международным стандартам Белорусская АЭС.
Участники прошедшего в Дубровнике форума 12 стран оси Север-Юг уверяли друг друга, что в случае реализации этого проекта появится возможность для получения сжиженного природного газа из многих источников, которые осторожно называли перспективными.
Турецкий поток
Как представляется, такая осторожность во многом диктуется той активизацией, которую проявляют болгарская и турецкая стороны в гонке за российскую экспортную газовую артерию для Европы. И реанимации проекта "Турецкий поток" придается сверхважное значение. Судя по смелым заявлениям некоторых российских и иных экспертов, не исключается вероятность, что будет принято решение о совмещении проектов "Турецкого" с "Южным потоком". Вместе с тем, как все чаще стали напоминать эксперты и политики, продолжением этих двух проектов может стать возрождение проекта Poseidon (морская часть проекта ITGI, из Турции через Грецию в Италию по дну Ионического моря). А также почти утверждается, что возможна прокладка параллельных трубопроводов из России по Черному морю, а затем их разделение в направлении Турции и Болгарии.
При этом эксперты подчеркивают, что уже в августе 2016 года Россия и Турция договорились о разделении инвестиций поровну в части финансирования проекта на территории Турции. Так что турецкий фактор и в этой сфере может добавить адреналина ЕС.
Для задаваемых проектов развития региона Адриатика-Балтика-Черное море, с приданием особой важности энергетическим проектам, потребуется инвестиций на сумму 50 миллиардов евро. Такая сумма вряд ли может вызывать у их инициаторов исторический оптимизм без поддержки Германии — локомотива ЕС. Так что на вопрос о том, насколько смогут продвинуться в реализации энергопроекта Междуморья 12 стран-членов ЕС, должен дать более-менее ясный ответ их следующий форум во Вроцлаве в 2017 году.