Междуморье в Евросоюзе

© Sputnik / Михаил ЛуханинПолитический обозреватель в студии радио Sputnik Беларусь
Политический обозреватель в студии радио Sputnik Беларусь - Sputnik Беларусь
Подписаться
Колумнист Sputnik Роман Яковлевский о перспективах Минска как столицы мира и региональной интеграции от моря до моря.

Европейский союз находится в кризисе. И одной из реакций на него стала активизация процесса межрегиональной интеграции в ряде конкретных сфер группы евросоюзных стран. Группа состоит из Польши, Литвы, Латвии, Эстонии, Чехии, Словакии, Венгрии, Болгарии, Румынии, Хорватии, Словении и Австрии. Следует отметить, что в отличие от известной идеи Пилсудского "от моря до моря", в современной инициативе Междуморье отсутствуют такие соседи России, а сегодня и ЕС, как Украина и Беларусь. Путь их в ЕС видится весьма далеким. Да и само будущее ЕС в нынешнем виде представляется труднопредсказуемым.

Директор Института Европы РАН  Алексей Громыко - Sputnik Беларусь
Громыко: миграция в ЕС становится неконтролируемой

Одним из наиболее активных участников продвигаемой инициативы является президент Хорватии Грабар-Китарович. В Дубровнике и прошел в конце августа форум "Укрепление Европы: Подключение Север и Юг", в котором участвовали 12 государств, находящихся в регионе Адриатическое, Балтийское и Черное море. В своем выступлении президент Хорватии подчеркнула, что сотрудничество этой группы государств предполагает как защиту своих интересов, так и всего ЕС. Очевидно, что такая констатация целей подразумевает лоббирование общих интересов в Брюсселе. Особенно когда там рассматриваются вопросы финансирования проектов ЕС.

По некоторым данным, официальное приглашение было послано и сербскому премьеру Александру Вучичу. Но среди участников данного форума его видно не было. Зато было заявлено участие глав правительств таких балканских стран, как Косово, Македония и Черногория. Данный перечень балканских стран планировалось увидеть и по другому поводу.

Александр Лукашенко на участке № 1 в Минске - Sputnik Беларусь
Лукашенко хочет собрать в Минске глав бывших югославских республик

Минск — столица мира

Так, во время прошлогоднего визита в Минск президента Сербии его белорусский коллега неожиданно предложил: в будущем году будет очень символично, если мы и руководители республики бывшей Югославии сможем здесь собраться по очень важному поводу — строительство этого символического центра "Минск-Мир". Лукашенко надеялся, что сербский гость сможет помочь пригласить их в Минск.

На столь заманчивое предложение Томислав Николич тогда ответил: "Да, я уже давал поручение господину Каричу (почетный консул), он побывал у президентов Хорватии, Словении, Македонии и Черногории. И, таким образом, здесь будет представлена вся бывшая Югославия. Это поможет нашим народам лучше жить".

С тех пор о данной затее в Минске ни слуху ни духу. Похоже, идею с балканским форумом в Минске просто "забальзамировали".

Сербский путь в Европу

Зато не обошли своим вниманием форум в Дубровнике еще и Турция, США и Китай, прислав своих министров иностранных дел, энергетики и путей сообщения. Одним словом, получилось довольно представительное и заслуживающее должного внимания мероприятие европейского значения.

Лидер Српске напредне странке Александар Вучић даје изјаву новинарима - Sputnik Беларусь
Власть в Сербии не меняется

А что касается Сербии, то в том же 2015 году, когда ее президент гостил в Минске, благодаря необходимому одобрению Германии, начались переговоры о вступлении Сербии в ЕС. А после блиц-визита Вучича в Москву в нынешнем году в ряде СМИ появились экспертные суждения о некоем охлаждении отношений Белграда с Брюсселем и Вашингтоном. И возникшем равнодушии к Междуморской инициативе.

Насколько оно может быть устойчивым, должен показать предстоящий в сентябре визит Дмитрия Медведева в Белград. А вот проявлением неравнодушия России к Сербии на Западе считают появление шести министров в сербском правительстве, свободно владеющих русским языком. И так складывается ситуация в Европе, что все новости вокруг Сербии дают основания полагать, что ее путь в ЕС будет значительно труднее, чем у 12 участников инициативы Междуморье, продолжающих сохранять антироссийские санкции.

Неприятным сюрпризом для Брюсселя стала особая, отличная от ЕС позиция Белграда. Президент Сербии Томислав Николич заявил: "Мы не можем ввести санкции против России, если это означает согласование с внешней политикой ЕС".

Польский терминал

Не секрет, что к продолжению этих санкций в европейских столицах сегодня можно услышать разные, неоднородные мнения. Считается, что наиболее солидарную позицию в поддержку санкций пытаются держать почти все 12 участников инициативы Междуморья на линии Адриатика-Балтика-Черное море, которую в Москве воспринимают как антироссийскую. Особенно после заявления президента Польши Анджея Дуды, что доминирование одного поставщика энергии — это вызов для Центральной Европы, несущий реальную угрозу.

Это заявление во многом конкретизировало смысл остальных выступлений, в которых звучали акценты на защите как собственных интересов, так и всего ЕС. Особенно когда в Брюсселе рассматриваются вопросы финансирования проектов ЕС. А ключевым проектом, по мнению президента Польши, является коридор Север-Юг, соединяющий уже существующий терминал СПГ в Свиноуйсьце с терминалом на хорватском острове Крк. Стоимость строительства терминала сжиженного природного газа (СПГ) на хорватском острове Крк со всей необходимой инфраструктурой оценивается примерно в €1 миллиард. Таким образом, польский терминал СПГ должен стать ключевой частью межморской системы Север-Юг интегрированной газовой сети стран Вышеградской группы и Хорватии.

Литовский опыт

Вызвало определенный интерес и выступление президента Литвы. Она представила опыт Литвы по строительству СПГ-терминала в Клайпеде, который, по ее словам, помог освободиться от монополистического диктата "Газпрома" и почти на четверть (23%) снизить цену на газ. Примером успешной деятельности также считаются электроэнергетические соединения Литвы со Швецией и Польшей, сократившие цену на электроэнергию на 16%.

Приоритетом Литвы в рамках инициативы Адриатика-Балтика-Черное море является обмен опытом по обеспечению разнообразия источников энергии, вклад в строительство СПГ-терминала на острове Крк. Это стратегически важный для региона Адриатического моря и Евросоюза проект.

С учетом нынешних "атомных" споров между Вильнюсом и Минском, вполне ожидаемо в речи литовского президента прозвучала тема борьбы с угрозой такого геополитического проекта, как не отвечающая международным стандартам Белорусская АЭС.

Участники прошедшего в Дубровнике форума 12 стран оси Север-Юг уверяли друг друга, что в случае реализации этого проекта появится возможность для получения сжиженного природного газа из многих источников, которые осторожно называли перспективными.

Встреча президентов России и Турции В. Путина и Р. Эрдогана в Санкт-Петербурге - Sputnik Беларусь
Эксперт: у Москвы и Анкары много одинаковых тактических задач

Турецкий поток

Как представляется, такая осторожность во многом диктуется той активизацией, которую проявляют болгарская и турецкая стороны в гонке за российскую экспортную газовую артерию для Европы. И реанимации проекта "Турецкий поток" придается сверхважное значение. Судя по смелым заявлениям некоторых российских и иных экспертов, не исключается вероятность, что будет принято решение о совмещении проектов "Турецкого" с "Южным потоком". Вместе с тем, как все чаще стали напоминать эксперты и политики, продолжением этих двух проектов может стать возрождение проекта Poseidon (морская часть проекта ITGI, из Турции через Грецию в Италию по дну Ионического моря). А также почти утверждается, что возможна прокладка параллельных трубопроводов из России по Черному морю, а затем их разделение в направлении Турции и Болгарии.

При этом эксперты подчеркивают, что уже в августе 2016 года Россия и Турция договорились о разделении инвестиций поровну в части финансирования проекта на территории Турции. Так что турецкий фактор и в этой сфере может добавить адреналина ЕС.

Для задаваемых проектов развития региона Адриатика-Балтика-Черное море, с приданием особой важности энергетическим проектам, потребуется инвестиций на сумму 50 миллиардов евро. Такая сумма вряд ли может вызывать у их инициаторов исторический оптимизм без поддержки Германии — локомотива ЕС. Так что на вопрос о том, насколько смогут продвинуться в реализации энергопроекта Междуморья 12 стран-членов ЕС, должен дать более-менее ясный ответ их следующий форум во Вроцлаве в 2017 году.

Лента новостей
0