Анна Соколова, Sputnik.
Деревня Неглюбка в Гомельской области знаменита на весь мир своими домоткаными рушниками. Здесь действует сельский клуб ткачества, завоевавший признание далеко за пределами Беларуси. Произведения неглюбских ткачих стали украшением музеев и частных коллекций Европы и Азии, хранятся в нью-йоркском Metropolitan Museum of Art.
Последний раз на ленты информагентств Неглюбка попала после придания текстильной традиции статуса историко-культурной ценности и вручения президенту Беларуси Александру Лукашенко тридцатиметрового шедевра-оберега, вытканного к 30-летию Чернобыля.
На фестивале "Кросенцы" припомнили этот факт, но продемонстрировали и новые изделия. Некоторые ткали прямо во время праздничного концерта. И не только неглюбцы. Мастер Виталий Карпинский из Уваровичей Буда-Кошелевского района не поленился доставить в столицу ткачества станок. Пусть новодел, зато с историей.
"Этот станок я сделал по образцу, подсмотренному в Читинской области России. Туда сто лет назад депортировали кулаков и полесских старообрядцев, основывали поселения на удалении от магистралей и линий электропередач. Поэтому, видите, предусмотрены подсвечники. На ночь хватало пять свечек. Но это удар по глазам. Поэтому сына Семена я обучаю при естественном освещении", — поделился со Sputnik ткач Виталий Карпинский из Уваровичей.
Воссозданный Виталием станок интересен еще и тем, что у него нет ножного привода — педалей. Ремесленник трактует это однозначно: "Односельчане облегчили труд человеку, имеющему большие проблемы с ногами".
Ремесленник Карпинский в хорошем смысле одержим идеей развития стародавнего ремесла и рад оказываемой ему поддержке. Власти Буда-Кошелевского района пообещали ему содействие в организации школы ремесел для детишек.
Удивительно, но и горожанам из областного центра ткачество нравится. Так утверждает смотритель Ветковского музея народного творчества Галина Паращенко. При гомельском филиале музея успешно действуют объединения взрослых и детей.
"Прошла мода на заграничную синтетику с ярким принтом. Хочется своего, народного, натурального. Приходят люди творческие. Например, артисты гомельских вокальных и хореографических коллективов берут уроки ткачества, чтобы создавать сценические костюмы своими руками. Это совсем несложно. Применительно к рушникам: достаточно 45 минут школьного урока, чтобы ученики сумели сами выткать самое простое изделие", — удивляет сроками Галина Паращенко.
И набираться опыта лучше в школьные годы. Пока свободные хотя бы полдня. У Тамары Базылевой из Казацких Болсунов на творчество полночи остается, а на сон так и вообще ничего.
"В деревне по-другому никак. Хозяйство держу. Все времени нет. Вот, гляньте на руки. Сегодня до часу ночи пироги пекла, чтобы вас, гостей, угостить, а с рассветом на фестиваль", — улыбается хозяйка.
На таких заслуженных мастеров и опирается самобытность. Удивительно, сколько их в белорусском Полесье. А вот ценителей этносокровищ наперечет. Но есть же. Машины со столичными и российскими госномерами стояли ближе остальных к неглюбской площади: раньше всех, значит, приехали.