Вторая встреча глав внешнеполитических ведомств пяти стран Центральной Азии и госсекретаря США Джона Керри стала логическим продолжением диалога в формате "С5+1", начатого в 2015 году в Самарканде, где с напутственной речью выступил президент Узбекистана Ислам Каримов.
На первом таком форуме стороны обсуждали перспективы международного сотрудничества в формате Центральная Азия плюс США, которое предусматривает взаимодействие в политической, торгово-экономической, культурно-гуманитарной областях, а также обсуждение проблем региональной безопасности, включая Афганистан. На встрече в Вашингтоне прозвучали более конкретные сферы: инициативы по противостоянию терроризму, торговля, инвестиции, экономическое развитие и энергетика. Такой перечень представил госсекретарь США Джон Керри, принимая своих коллег из Центральной Азии. Он назвал его новым региональным подходом политики Вашингтона в данном регионе.
Таким образом, прогнозы некоторых аналитиков о некоем снижении активности США в данном регионе под давлением Москвы и Пекина представляются по крайней мере преждевременными.
Признаки устойчивого развития и тревожная перспектива
Пока заданный Вашингтоном формат сотрудничества "С5+1" приобретает явные признаки устойчивого развития. Во всех остальных пяти столицах стран-участниц присутствует редкое для них единодушие в отношении предлагаемых Вашингтоном перспектив развития сотрудничества. После состоявшихся двух форумов, каких-то напрягающих, особых мнений от участников слышно не было.
Насколько известно, по этому поводу каких-то тревог, замечаний публично не высказывали ни Москва, ни Пекин, с которыми все пять стран региона находятся в различных интеграционных объединениях. Но это вовсе не значит, что там равнодушно наблюдают за намерениями США создать свой "зонтик" безопасности. На этот раз для Центральноазиатского региона (ЦАР), с которым граничит и Афганистан, откуда исходит террористическая угроза для всех. И различные политики, эксперты все чаще обращают внимание, что в данном регионе нарастают довольно серьезные процессы с тревожной перспективой.
Демонстративный изоляционизм и столп абсолютного нейтралитета
Надо полагать, именно в таком ключе говорили не только участники "С5+1" в Вашингтоне, но и совсем недавно в Сочи президенты России и Казахстана. При этом можно напомнить и о прошедшем в Астане совещании министров обороны стран Шанхайской организации сотрудничества (ШОС), на котором также обсуждались вопросы региональной безопасности и противодействия экстремизму. В эту организацию помимо России входят Китай, Казахстан, Киргизия, Таджикистан и Узбекистан.
Состав участников данного мероприятия, состоявшегося в Астане, призван был напомнить и о существовании Региональной антитеррористической структуры ШОС, где кроме РФ присутствуют еще три члена ОДКБ, имеющей свои силы спецназначения для борьбы с террористами.
Вместе с тем, Узбекистан в ШОС традиционно занимает особую позицию. В Ташкенте сомневаются в готовности совместно применять свои подразделения за пределами национальной территории. Вот уже долгое время узбекские военнослужащие не принимают участия в совместных военных маневрах, проводимых под эгидой ШОС за пределами страны. И на этот раз в командно-штабных учениях "Мирная миссия-2016", которые пройдут в Кыргызстане в сентябре этого года, узбекские военнослужащие принимать участия не будут.
Нет оснований предполагать, что по-иному будут думать в Ташкенте, когда полностью раскроется американский "зонтик" над участниками "С5+1". Ситуация в регионе развивается динамично, и демонстративный изоляционизм может оказаться не столь долговечным, как это представляет себе Ислам Каримов. Ведь реальное участие в формате "С5+1" не предполагает столь жесткий каримовский изоляционизм, от которого постепенно отказывается даже столп абсолютного нейтралитета и пятый участник "С5+1" Туркменистан.
Позиция Беларуси и антитеррористические инструменты ШОС
Но кроме такого узбекского особого мнения в ШОС, фиксируется аналогичная позиция и у некоторых членов в ОДКБ. Как сообщали некоторые российские и иные СМИ, президент Беларуси Александр Лукашенко не раз заявлял о том, что белорусские военнослужащие не будут действовать за рубежом при тушении конфликтов и борьбе с террористами.
Вместе с тем, в отличие от своего узбекского коллеги, он допускает участие своих солдат в различных антитеррористических учениях. Что в формате ОДКБ, что в ШОС, где Беларусь оказалась в статусе наблюдателя. Так что полностью исключать ее участие в предстоящих учениях ШОС "Мирная миссия-2016" в далеком Кыргызстане, может, и не стоит.
Висящая уже не один год "тень Бакиева" над отношениями между Минском и Бишкеком никак не влияет на их сотрудничество в рамках различных интеграционных структур. Несравнимо более значимые по важности новости в Минске связывают с предстоящим в сентябре другим событием — рабочим визитом Лукашенко в Китай. Безусловно, руководители обоих государств обсудят и некоторые темы ШОС, где Беларусь уже считает себя отнюдь не чужой.
Кстати, интересно, что недавно Вашингтон опроверг слухи о том, что США намерены вступить в ШОС. Их там не ждут. Для них, видимо, интереснее будет обозначать свое присутствие в ШОС путем развития, наполнения формата "С5+1" с последующим раскрытием своего "зонтика" безопасности в ЦАР.
Вот в таком состоянии примерно видятся сегодня антитеррористические инструменты ШОС и ОДКБ. Как отмечает ряд аналитиков, в одной доминирует Китай, а в другой Россия, стремящиеся к сохранению, а то и увеличению своего влияния в столь важном регионе, как Центральная Азия. И с учетом геополитического значения ЦАР и возникшего совершенно нового расклада сил на международной арене, появление супердержавы США со своим форматом "С5+1" выглядит естественным. И еще одним проявлением усиления борьбы с целью минимизировать влияние, как РФ, так и КНР.
Существуют определенные надежды, что реальная угроза международного терроризма способна-таки заставить всех без исключения участников ШОС, ОДКБ и многообещающего проекта "С5+1" совместно бороться с терроризмом. Однако сирийская драма пока не дает оснований для оптимизма. Желанной совместной борьбы с ИГ и ему подобными формированиями пока наладить не удается. Правда, министр обороны РФ С. Шойгу недавно заявил в интервью телеканалу "Россия 24", что Россия находится "в очень активной стадии переговоров с нашими американскими коллегами как в Женеве, так и в Аммане, и на постоянном контакте практически с Вашингтоном".
Если сирийская тема, как заверяют, находится в активной стадии переговоров с американцами, то центральноазиатская обещает оказаться с "зонтиком" в такой стадии уже после президентских выборов в США.