Маша Мамошук покидала борцовский ковер стремительно, она просто убегала подальше от гула трибун, прицелов фотокамер и… от своих тренеров. Понимала: будет разнос.
И он точно был — главный тренер национальной команды по женской борьбе Олег Райхлин и ее личный тренер Сергей Смаль — мужчины нрава крутого, конкретного, борцовского, за словом в карман не лезут.
"Так ведь медаль!" — воскликните вы. "Не та!" — возражают они. Смаль вообще имеет право требовать от своей подопечной большего, гораздо большего, потому что знает ее как облупленную, можно сказать вылепил ее. Учил, гонял, требовал, не щадил, не баловал — готовил к главным стартам. Всё для Маши, всё для Родины, всё для победы!
"Огорчился поражению в финале, можете отметить — даже взбешен. Почему? С Марией работаем много лет вместе, знаю ее потенциал, как она может бороться. В финале она не показала всего, на что способна. Что же произошло, надо спрашивать у Марии. Поговорим с ней после, как улягутся все эмоции", — сказал потом Смаль.
Гнев потом улетучится, они сядут, спокойно поговорят, разберут каждую ошибку, каждое неверное Машино движение на ковре в Рио, отдохнут, соберутся с мыслями, искупаются в лучах абсолютно заслуженной славы и… опять пойдут тренироваться.
Держись, Маша! Набирайся терпения, готовь лоб для новых шишек, а шею для наград. Сергей Николаевич спуску не даст, гонять будет пуще прежнего.
Все начинается заново. Тренировки, учебные сборы, соревнования — тренировки, учебные сборы, соревнования. И так четыре года, до новой Олимпиады, на которой всё решится за шесть минут. Вдумайтесь: всего лишь шесть минут (!), во время которых спортсменка должна быть абсолютно здорова, эмоционально заведена, выйти на пик функциональной готовности, ни на что не отвлекаться, успешно перенести перелет и акклиматизацию — выйти на ковер, провести четыре поединка и непременно всех победить! И только тогда будет золото.
Так это в борьбе — есть виды спорта, в которых все решается за секунды.
После лондонской Олимпиады тренер Александы Герасимени Елена Климова рассказывала о своем состоянии после второй серебряной награды своей подопечной:
"Помню огромную усталость и даже некое внутреннее опустошение, навалившиеся после того как Саша финишировала. Это произошло не сразу после касания пловцами бортика — чуть позже. Я встречала Сашу традиционно на пути в раздевалку, снимала на видео, потом были радостные крики и обнимашки, она убежала на пресс-конференцию, а я смотрела на табло, видела цифры и понимала — вот, собственно, и всё: позади долгая, трудная, рутинная подготовка, которая завершилась заплывом вот в эти самые 24 секунды с небольшим. Впору бы радоваться, а сил нет…"
Подобные мысли, уверен, у всех спортсменов и тренеров. Секунды, минуты, которые определяют, быть ли затем триумфу или вжимать головы в плечи.
Сильные не сдаются — идут дальше, слабые… а вот слабым в спорте места нет. Здесь суровые законы. Спросите у серебряного призера Олимпийских игр в Рио Марии Мамошук. Она точно знает!