В отличие от футбола и хоккея, коллективный просмотр Олимпиады — дело редкое. Это бывает, как правило, когда выступает тот, кого мы называем "наш". Это может быть сосед по городу, представитель твоей страны либо всеми признанный кумир. И вот тут главное — не только результат, но и антураж этого действия. Как сказали бы философы, "единство времени и места".
Вот такую идиллию коллективного просмотра ощутил и я. И не в Рио-де-Жанейро, а в центре Минска.
Батут и каша с мясом
Сидишь ты в самом центре — в начале Проспекта Победителей, смотришь на большой экран, наслаждаешься хорошим звуком, радуешься за победителя — белоруса Владислава Гончарова, расстраиваешься за то, что на пьедестале не оказалось россиян. Ты смотришь все это — и ешь гречневую кашу с мясом, которую продают в кафе напротив.
Батут, каша, Рио, золото, Минск — все смешалось в один момент. И я счастлив, что дошел до этого места.
Мне кажется, это очень интересное начало, которое можно и нужно тиражировать не только в Минске. Завоевание медалей можно отмечать везде. Блины во время просмотра гандбола в Москве, бешбармак на улицах Бишкека во время наблюдения за штангистами, шашлык из барашка во время состязаний по борьбе в любой из столиц республик Закавказья — вот была бы красота! И тогда весь болельщицкий мир, может быть, хоть на чуточку станет добрее. И олимпийские виды спорта стали бы более массовыми… Чем черт не шутит.
Гимн и гордость
Есть у меня приятель. Зовут его Майкл. Сам он из Англии, живет в Австралии. Во время одной из наших совместных командировок в Томске он шел по улице и насвистывал до боли знакомую мелодию. Я прислушался — и остолбенел: на его свист легко ложились слова: "Союз нерушимый республик свободных". Это на самом деле был гимн СССР!
Когда я спросил его, откуда он все это знает, Майкл ответил: "Это все из детства — вы же чаще всех выигрывали на Олимпиадах. И вот я пацаном очень любил слушать ваш гимн". Я тогда чуть дар речи не потерял.
В этом году российский (бывший советский) гимн звучит не так часто. А гимны стран бывших союзных республик — и того реже. На других Олимпиадах почему-то было досадно за всех наших, даже несмотря на то, что медалей было больше. Но если наблюдать за играми в Рио, такого грустного ощущения нет. Практически все бьются от начала до конца — вопреки обстоятельствам, вопреки свисту они все равно сражаются.
Сорок четыре года назад известный комментатор Николай Озеров подвел итог суперсерии хоккеистов Канады и СССР. "Мы развеяли миф о непобедимости канадских профессионалов", — сказал тогда он. Справедливости ради, ту серию мы проиграли. В последнем матче. Но тем не менее запомнилось то, что хоккеисты бились. Ровно так же, как и бились наши в Рио. Несмотря на синяки и травмы. Несмотря на произвол "специалистов от допинга".