Дипотношения Москвы и Киева: дойдет ли ситуация до крайней меры?

© Sputnik / Александр Вильф / Перейти в фотобанкУкраинский и российский флаги
Украинский и российский флаги - Sputnik Беларусь
Подписаться
Политэксперт по просьбе Sputnik проанализировал историю и перспективы российского-украинских дипломатических отношений и пришел к выводу, что разрыва не будет.

Иннокентий Адясов, специально для Sputnik.

В конце прошлой недели казалось, что вопрос разрыва дипломатических отношений между Москвой и Киевом — почти решенный. О такой возможности заявил российский премьер Дмитрий Медведев (впервые за все время кризиса в российско-украинских отношениях).

Геворг Мирзаян, научный сотрудник Института США и Канады РАН - Sputnik Беларусь
Эксперт: хозяин Кремля не намерен отказываться от Минских соглашений

Кстати, для украинских национал-радикалов тема разрыва дипотношений с Москвой (как и введение визового режима между странами) давно стала постоянной идеей фикс.

Но за выходные явно произошли изменения в позиции Москвы. Министр иностранных дел РФ Сергей Лавров на встрече с главой МИД ФРГ Франк-Вальтером Штайнмайером в Екатеринбурге заявил, что "никто не заинтересован в разрыве дипломатических отношений с Украиной". И назвал такой шаг "крайней мерой".

Можно ли предположить, что в такой смене настроения российской стороны не последнюю роль сыграла немецкая дипломатия?

Для начала напомним историю.

Сколько лет российско-украинским дипломатическим отношениям?

Принято считать, что дипломатические отношения меду РСФСР и Украиной были установлены после формального распада СССР — 14 февраля 1992 года.

Стороны обменялись посольствами, первым российским послом в Киеве стал Леонид Смоляков, до этого занимавшей пост полномочного представителя Российской Федерации на Украине.

Но на самом деле история российско-украинских дипломатических отношений началась намного раньше: 4 декабря 1917 года СНК РСФСР объявил о признании Народной Украинской Республики. Посольство РСФСР появилось на Украине при гетмане Скоропадском в 1918 году.

Дипломатические отношения между РСФСР и уже советской Украиной продолжались до образования в декабре 1922 года СССР.

Также практически все забыли, что и сейчас продолжает действовать большой "Договор о дружбе, сотрудничестве и партнерстве между Российской Федерацией и Украиной". Одно из его положений определяет: "Каждая из стран защищает в установленном порядке права своих граждан, проживающих на территории другой страны, в соответствии с обязательствами по документам Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе и других общепризнанных принципов и норм международного права, договоренностей в рамках Содружества Независимых Государств, участниками которых они являются".

Экономика против разрыва

Разрыв дипотношений не влечет за собой автоматическое введение визового режима между двумя странами — этот режим регулируется договорами в рамках СНГ и межправительственными соглашениями между Москвой и Киевом.

Но одно только заявление о возможном разрыве дипотношений между двумя крупнейшими европейскими государствами — "тревожный звонок" для финансовых рынков.

После такого заявления от российского премьера Дмитрия Медведева стоимость страховки от дефолта России — индикатор, отражающий риск вложений в РФ, — подскочила на максимальную за последние пять недель величину.

Западные банки, продающие кредитно-дефолтные свопы (CDS) на суверенные облигации России, подняли стоимость этих инструментов в четверг, 11 августа, сразу на 14 базисных пунктов — до 228 пунктов.

Также на опасении новой волны конфронтации России с Украиной и Западом был отмечен вывод средств из фондов, ориентированных на работу на российском рынке.

Инвестиции крайне неохотно идут в страны, которые находятся в состоянии открытого конфликта со своими соседями. И это положение верно не только для России, и для Украины.

Что дальше?

Понятно, что сейчас дипломатические отношения будут оставаться на уровне временных поверенных (Украина отозвала своего посла из Москвы еще в 2014 году, а российская сторона заявила, что не будет предлагать другой кандидатуры, кроме Михаила Бабича, на пост посла на Украине).  

То есть де факто Москва и Киев пришли к решению понизить уровень дипломатических отношений, не разрывая их.

Такая практика, кстати, весьма распространена в мире: скажем, Израиль в случае конфликтных ситуаций постоянно отзывает своих послов из арабских и мусульманских стран (эти станы прибегают к зеркальным шагам, но дипломатические отношения сохраняются).

Подобные демарши часто использует и турецкая дипломатия.

В условиях возможного повторения инцидентов с участием военнослужащих России и Украины особая ответственность ложится на российских и украинских военных атташе в Киеве и Москве и их аппараты.

Практически сразу после заявления Москвы о бессмысленности переговоров в "нормандском формате" ОБСЕ заявила о необходимости размещения наблюдателей своей Специальной миротворческой миссии в Крыму.

Россия, в свою очередь, подчеркнула, что готова предоставить западным партнерам дополнительные доказательства того, что диверсии в Крыму готовила украинская сторона. Для того чтобы подобное не повторялось, партнерам по "нормандскому формату" необходимо оказать влияние на Киев, считает Москва. 

Мастерство германской дипломатии

Уже сейчас Германия очень много сделала, чтобы добиться выполнения Минских договоренностей.

"Даже появился такой термин, как "формула Штайнмайера", которую Франк-Вальтер изобрел, чтобы найти практические, общеприемлемые пути реализации задач, поставленных в Минских договоренностях по предоставлению Донбассу особого статуса", — сказал Лавров на брифинге по итогам переговоров со своим немецким коллегой в Екатеринбурге.

"Сейчас, к сожалению, реализация "формулы Штайнмайера" тормозится властями в Киеве, которые хотят в очередной раз переиграть Минские договоренности", — подчеркнул глава российского МИД.

Лавров отметил, что Россия выступает за то, чтобы сосредоточиться на возвращении ситуации во всех ее аспектах — и безопасности, и политического урегулирования, — к сути Минских договоренностей.

Сам Штайнмайер выразил убежденность, что для реализации политического пакета Минских договоренностей есть возможности. "Это касается закона о местных выборах, амнистии и особом статусе. Мы можем эти вопросы продвинуть вперед", — сказал он.

Штайнмайер также подчеркнул, что хочет сближения России и Евросоюза. В частности, он отметил, что стороны должны продолжать сотрудничать по Украине и Сирии.

Представляется, что "нормандский формат" все-таки скорее жив, чем мертв.

В понедельник, 15 августа, должны были пройти телефонные переговоры между Петром Порошенко и лидерами Франции и Германии Франсуа Олландом и Ангелой Меркель.

Как представляется, стороны начинают долгие и крайне сложные переговоры накануне ранее предполагаемой встречи "нормандской четверки" в Пекине 20 сентября, во время  проведения саммита G-20.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции. 

Лента новостей
0