Дмитрий Босак, Sputnik.
Рисунки с видом на столицу Полесья ХVIII-ХIX веков начали появляться в 2014 году. Сначала Евгений разрисовал опору бывшего моста через Пину недалеко от иезуитского коллегиума, затем стену дома на улице Ленина. Спустя некоторое время на соседних опорах художник разместил еще две работы — последняя была завершена в июле.
За основу молодой человек взял фотографии старого Пинска: виды с противоположного берега реки и панораму улицы Ленина в начале ХХ века. На последней опоре нарисован мост, который когда-то и стоял на этих опорах. Бетонные конструкции не были снесены при строительстве рядом нового автомобильного путепровода через Пину и более тридцати лет не несли никакой нагрузки. Теперь это стало местом притяжения для пинчан и достопримечательностью для туристов.
"Мне предложили расписать ту же самую стенку, на которой когда-то словили"
Стрит-арт уличного художника можно встретить во многих городах Беларуси. Он разрисовывал фасады в Гродно, Гомеле, Могилеве, Рогачеве, Барановичах, Минске. Но началось все в его родном Пинске. Свой первый уличный рисунок Евгений сделал пять лет назад на стене возле детской поликлиники на улице Ильина. Ночью, нелегально.
"Я только узнал о стрит-арте и начал пробовать свои силы. Был совсем маленький рисунок, трафарет. Буквально пару таких рисуночков сделал. И как раз милиционер в штатском проходил ночью и меня поймал. После этого я обратился в отдел культуры с предложением, чтобы мне выделили стенку. Мне предоставили ту же самую стенку, на которой меня словили", — вспомнил Евгений.
Так началось сотрудничество художника с городскими властями. Евгений два лета разрисовывал стену сюрреалистичными граффити, а позже ему предложили облагородить опоры старого моста. Пинчанин предложил эскиз, его одобрили и он приступил к работе.
"Сейчас ночные рисования совсем ни к чему. Нелегально я ничего не делаю, не интересно. Мне нравятся большие масштабные проработанные проекты, нравится делать качественно. А если это быстро и где-то в темноте — то просто грязь разводить", — объяснил собеседник Sputnik.
На один рисунок — 5 дней и 20 баллончиков
На первой опоре художник изобразил Пинск 1863 года. Вторая его работа — фасад здания на Ленина с видом на костел Святого Станислава, который был разрушен в 1953 году при реконструкции города. Это был самый крупный католический храм всего Великого княжества Литовского, отметил Евгений.
Если стену с сюрреализмом парень разрисовывал за свои деньги, то на исторические проекты средства уже выделил горисполком. Опоры предварительно шпаклевали и красили. В помощь молодому человеку дали промышленных альпинистов, которые устанавливали и переставляли лестницу, так как работы проходили прямо на воде. После окончания к свежим достопримечательностям провели освещение.
Над каждым историческим сюжетом Евгений трудился около пяти дней. На один уходило около 20 аэрозольных баллончиков.
"Иногда из головы сложнее рисовать не потому, что техника сложная, а потому, что ты не знаешь, как оно должно быть. А здесь просто, не нужно ни о чем задумываться. Рисуешь с картинки и все", — рассказал пинчук о трудностях работы над историческими граффити.
Десятиэтажное граффити
Евгений Сосюра входит в организацию уличных художников Signal. В рамках проекта MustAct-MustArt, команда проводит некоммерческие акции в городах Беларуси. Через местную власть они получают разрешение на разрисовывание стен, ищут спонсоров на материалы. Таким образом, украшаются города и ведется продвижение стрит-арта в стране.
В 2014 году в Гродно пинчанин нарисовал самое большое на тот момент граффити в Беларуси — размером с десятиэтажный дом. На фасаде здания по улице Белые Росы Евгений изобразил фигуру человека, отрывающегося от земли на воздушном змее. На фон ушло 75 литров акриловой краски, а на рисунок — 50 баллончиков аэрозоля.
"Я стараюсь внедрять какой-то посыл, но не сильно явный. Рисунок должен быть загадочный. Если смотреть мои работы, там что-то такое просматривается. Кто-то старается социальный посыл внести, кто-то просто декоративно оформляет город. Каждый делает, что хочет", — говорит о смысле своих картин молодой человек.
Стрит-арт для души
Парень успел поучаствовать в фестивале Vulica Brasil и #urbanmyths в Минске и стал автором одной из первых работ на здании по улице Фабричной, 22. Mutus, как подписывает Евгений свои сюрреалистичные картины, изобразил еще один мурал на фасаде здания авиационного управления. На нем изображен бумажный самолетик, застрявший в ветках над домами (его, к сожалению, недавно снесли - Sputnik).
"Все авторы на этот фестиваль приезжают реализовать свои творческие идеи. Начинаешь знакомиться с мировыми уличными художниками, оказывается, они все достаточно взрослые, солидные люди. Почти всем им за 30 лет. Они ездят и рисуют, для души этим занимаются", — сообщил художник.
Евгений Сосюра работает в разных направлениях. Его интересует не только стрит-арт. Он занимается коммерческим оформлением наружных и внутренних стен, росписью и декором помещений. В свободное от работы время рисует маслом на холстах в стиле фотореализма.
"Это очень долго, но интересно. Я стараюсь брать большие масштабы, чтобы было больше прорисовки. На одну картину полгода уходит. Не каждодневной работы, конечно, а так, временами. Порисовал — пару дней отдыхаешь. В целом это затяжные рисования. Пока не хватает времени на это. Зимой меньше уличных работ, можно посидеть дома порисовать холсты", — поделился собеседник.
Работу над историческими граффити в центре Пинска парень не останавливает. Он уже наметил несколько фасадов и продолжит, как только появится возможность.