Весь 2016 год проходит в сопровождении разных рассуждений, обсуждений на тему итогов работы уходящего 44-го президента США Барака Обамы.
Можно вспомнить, что этот год он начал со своего прощального выступления в Конгрессе. И все последующие его выступления на различных международных форумах также были, по сути, прощальными, не лишенными исторического оптимизма насчет будущего своей страны — "самой мощной мировой державы". Все эти выступления не могли не вызвать и жесткую критику, а то и обвинения во всех смертных грехах в адрес юбиляра, 55-летие которого 4 августа должны отметить и в Белом доме, где Обама провел два 4-летних срока своего президентства.
Критики политики президента Барака Обамы отмечают, что приведший его в Белый дом лозунг "Мы можем!" обернулся сегодня тем, что проблема международного терроризма стала по-настоящему транснациональной, и ухудшением отношений с Россией, отчего в Европе стало менее безопасно. А Brexit самого верного, близкого союзника США и вовсе многие восприняли началом заката объединенной Европы.
Создавалось впечатление, что годы президентства Обамы были масштабным провалом его внешней политики. И никакие многосерийные контакты в разных местах глав внешнеполитических ведомств США и России с коллегами в НАТО, ЕС так и не смогли полностью устранить, мягко говоря, проблемное восприятие, а то и непонимание внешнеполитической стратегии Вашингтона.
А тут еще к юбилейному дню рождения президента подоспел турецкий кульбит, способный очень сильно и негативно повлиять на такое детище США, как Североатлантический Альянс. Ведь сегодняшнее поведение Анкары ввергает Вашингтон просто в ступор. И немалое число наблюдателей прогнозируют, что после скорой встречи (аккурат после обамовского юбилея в Белом доме) на Неве президентов России и Турции, тяжелое состояние "самой мощной мировой державы" может заметно ухудшиться. Если до сих пор в ее истэблишменте продолжают циркулировать суждения, мнения о непредсказуемости Путина, то после неудачного военного путча в Турции такой же характеристикой стали одаривать и Эрдогана. А это уже порождает нервозность и даже признаки неуверенности в своем союзнике по НАТО.
Не исключено, что Обама может решиться как-то обозначить свой юбилей политическим содержанием с целью повлиять на атмосферу предстоящего российско-турецкого саммита в Санкт-Петербурге. В таком случае сюжет в международной политике, особенно для Европы, может получиться занятный. Надо полагать, с особым вниманием за всем этим будут наблюдать в Киеве, который продолжает выстраивать стратегическое партнерство как с Турцией, так и с НАТО в целом.
В свете складывающейся фактически новой геополитической ситуации на восточном фланге НАТО, определенное внимание в Вашингтоне проявляют и к белорусскому стратегическому союзнику Москвы. Следует отметить, что в последнее время Минск заметно снизил свою риторику про некий свой нейтралитет. Декларации о нем в Вашингтоне иногда слышат, но надежд с иллюзиями насчет такого нейтралитета питать не склонны. Там по-прежнему рассматривают Беларусь как единое с Россией оборонное пространство, противостоящее другому, евроатлантическому оборонному пространству. Такое мнение о противостоянии доминирует в двухпартийном Вашингтоне и практически во всех европейских столицах. И было бы ошибкой отрицать, что к многовкусию этого противостояния сегодня добавляется и ядовитый, атомный привкус.
Как оказалось, буквально накануне юбилейного дня рождения Обамы неожиданно возник скандал с "внештатной ситуацией" на строительстве БелАЭС в Островце, буквально на границе с натовской Литвой. Похоже, результатом происшедшего могут быть долгоиграющие последствия, как для официального Минска, так и для пока не названных лиц. Есть основания полагать, что к данной атомной теме может добавиться еще одна — работа и обеспечение безопасности центра "Объединенный институт энергетических и ядерных исследований — Сосны".
Насколько известно, еще в начале 2011 года белорусская сторона в одностороннем порядке прекратила сотрудничество с США, которые финансировали обеспечение ядерной безопасности этого центра под Минском. Представляется более чем странным, что до сих пор ни одна из сторон на эту тему предпочитала публично не говорить. И кто знает, может быть, скандал с БелАЭС, где генеральным проектировщиком и генеральным подрядчиком сооружения станции является объединенная российская компания ОАО "НИАЭП" — ЗАО "АСЭ", простимулирует тех гостей юбилея в Белом доме, кто захочет, обогатить антироссийскую картинку идущей президентской предвыборной кампании в США. А Беларусь поставить в центр атомных проблем Европы.