Минские таксисты планируют бастовать в пятницу — предполагается, что многие из них просто не выйдут на работу. Почему? В знак протеста — диспетчерские службы отказываются идти им навстречу, создавать адекватные условия работы и повышать стоимость поездок.
Я — действительно частый клиент такси. Зачастую так получается быстрее, удобнее и комфортнее. Конечно, играет роль и природная лень, но это не так важно в контексте этого разговора.
В службах такси километр стоит около 55 копеек — чуть меньше, чем ничего. Что я как клиент получаю за эти деньги? Грязную машину с пыльным ковриком под ногами, запах бензина (или еще чего — не знаю), водителя в сланцах и далее по списку.
Ни на нормальную "рабочую униформу", ни тем более на приведение машины в порядок 55 копеек за километр точно не хватает. Но как клиент я хочу платить деньги совсем не за такой сервис. А получается так, что я плачу, и моих денег не хватает даже самому водителю на жизнь.
Ездил много раз с одним мужчиной, который, помимо работы таксистом, еще подрабатывает разведением кроликов и сдает в аренду какой-то шатер — на свадьбы и прочие подобные торжества. У него двое детей, и с такой оплатой работы он не может удовлетворить все запросы семьи.
И таких большинство. Заработать хоть что-то на работе таксисту очень сложно. Особенно если он пытается работать по правилам, не завышать цены и не обманывать клиентов. Другие скажут — так пусть пойдут работать куда-то еще. А я им отвечу: вы сначала попробуйте найти что-нибудь еще.
Важно и другое: такси — это не общественный транспорт и не какая-то социальная услуга. Всеобщая доступность портит все — и такси, и высшее образование, и так далее. Сама ценность такси сводится на нет. А раз эта услуга ничего не стоит, то зачем пытаться сделать ее лучше?
Конечно, повышение тарифов в такси — не панацея. Вряд ли от этого станут чистыми все автомобили, а водители наденут глаженые сорочки. Но это будет хотя бы каким-то знаком уважения и попыткой помочь — как-никак, любой человек имеет право на достойную оплату труда.
И уж точно каждый может добиваться уважения его труда.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.