Вера Дашкевич, Sputnik
Белорусские санатории теряют свою привлекательность для россиян. Во всяком случае, того бума, который наблюдался пару лет назад, больше нет. Июль продан, но на август есть места. А ведь были времена, когда глубина продаж путевок в белорусские здравницы составляла 3-4 месяца, и белорусы брюзжали на восточных соседей, что те скупили все.
Россияне умерили аппетиты, но и местные оздоравливаться не очень спешат. Sputnik попробовал понять, почему, а также выяснить — насколько справедливы упреки в "турецких" ценах за "советский" сервис, и что готовы изменить в своей работе здравницы, чтобы к ним поехали туристы.
Цены на путевки почти как в Турции?
За эти деньги уже можно отдохнуть в Турции, говорят критики белорусских санаториев. Стоимость подняли на волне ажиотажа, который устроили россияне. Но уже и россиян не так много, а цены по-прежнему вызывают вопросы.
"Поспорю, что за эти деньги можно отдохнуть в Турции. Сегодня даже в самый пиковый период средняя цена одноместного номера составляет 48,5 рублей. Но я хотел бы другое отметить — цены не растут, причем не растут значительно. Потому что стоимость путевки в прошлом году была 41 рубль, если перевести в деноминированные", — рассказал директор Республиканского центра по оздоровлению и санаторно-курортному лечению Геннадий Болбатовский.
Но средняя цена — абстрактная категория. В профсоюзном санатории "Белорусочка", расположенном в Ждановичах, есть двухместные номера, где кровать предложат и за 30 рублей, но удобства будут на этаже. Однако здесь есть и другие номера — с джакузи и оформлением на любой вкус от ампира до модерна. Номер на двоих в красоте и комфорте обойдется порядка 200 рублей.
Компромиссный вариант здесь тоже есть: за ту самую среднюю цену отдыхающим предложат кровать в стандартной комнате на двоих с собственным душем.
Но комнаты — это, пожалуй, единственное, что может выбрать гость. Меню в столовой, проблемы с интернетом и персонал в санатории общие для всех.
Полушведский стол
Больше сюда не поеду, призналась корреспонденту Sputnik отдыхающая в "Белорусочке" гражданка Эстонии Ольга.
"Да, здесь достойная медицина. У нас в Эстонии даже нет некоторых процедур, которые предлагают здесь. К тому же здесь не дорого — даже с учетом визы и дороги. То есть лечиться в Беларуси, конечно, поэффективнее и подешевле. Но сервис — это просто на грани фантастики", — сказала Ольга.
Собеседница Sputnik призналась, что устала воевать с горничной, которая отказывается убирать ежедневно. "На рецепции сказали, что убирать должны каждый день, а эта дама считает, что раз в три дня", — эмоционально заметила отдыхающая. На вопрос о питании только махнула рукой. Не потому что невкусно или мало. Как-то странно организовано.
В "Белорусочке" практикуют заказное меню с элементами шведского стола. Это когда супы, салаты и гарнир можно брать самим, а условную котлету или голубец (на выбор) тебе приносят. На практике же, судя по отзывам отдыхающих, получается не очень удобно.
"Мы заказываем горячее, но когда приходим, оно уже давно не горячее. При этом на огромный ресторан одна микроволновка. Никто, конечно, не будет греть, ни у кого нет на это времени. За тем, что на шведском столе, тоже надо поохотиться. Кто первый не успел, тот должен ждать, когда там вынесут следующее блюдо — утром с сыром, днем — с овощами", — объяснила туристка из Эстонии.
Ее жалобу слово в слово повторили и две российские мамы с детьми, но добавили, что организация питания — пожалуй, единственное неудобство, которое их смущает в "Белорусочке". В остальном им здесь очень нравится.
"У нас раньше был шведский стол, но у нас же не умеют пользоваться. Вы не представляете, как у нас сердце болело, сколько всего выбрасывалось. Люди набирают, не съедают, берут с собой в номера. Потом все это хранится в неизвестно каких условиях. Такое впечатление, будто готовятся к каким-то военным действиям. Поэтому мы и решили шведский стол немного упорядочить", — объяснила инновацию начальник отдела маркетинга санатория Галина Шишло.
По словам представителя администрации санатория, против шведского стола выступали и некоторые отдыхающие. В конце концов они ехали в санаторий в расчете на диетическое питание, а здесь столько нездоровых соблазнов. Потому все упреки в отношении организации питания в санатории считают необоснованными.
"На все замечания мы реагируем мгновенно. У нас отдыхают 300 человек, все они питаются в одном месте. Но у них совершенно разное мнение о питании: один любит кашу, второй — растительную пищу, третьему подавай мясо. Вот, к примеру, у нас есть отдыхающие папа с сыном лет 12-ти. Так вот они постоянно ездят закупать продукты в город. Он считает, что мало мяса. Но вкусы же у всех разные, так что я не думаю, что это проблема", — объяснила свою точку зрения Шишло.
Wi-fi, анимация и… красивая природа
Номинально интернет в санатории есть. Без него сейчас нельзя, даже бабушки уже путешествуют с планшетами, признают в санатории. Но реально он работает крайне неустойчиво.
"Интернет у нас плавающий: то есть, то нет. Мы постоянно третируем всех операторов, но они ничего сделать не могут. С телевидением та же проблема: подключили "Космос-ТВ", но сбои бывают. Почему? Потому что соседи", — объяснили в санатории.
"Белорусочка" расположена в живописном лесу на берегу водохранилища "Дрозды" неподалеку от правительственной резиденции. Минск со всеми его развлечениями тоже поблизости. Местная анимация в качестве развлечений предлагает караоке, дискотеку "Танцуем вместе", вечера песни под гитару "Наполним музыкой сердца" и конкурс "Мисс Белорусочка".
Природа, столица в шаговой доступности и достойная медицина — три безусловных плюса "Белорусочки".
"К нам едут, прежде всего, оздоровиться. Есть, к примеру, категория людей среднего достатка, которые не берут стандарт или улучшенный номер. Они берут эконом-класс и говорят, что сэкономленные деньги потратят на дополнительные более дорогие процедуры. Есть постоянные клиенты, которые ездят два раза в год — перед дачным сезоном и после, чтобы оздоровиться. Есть такие, кто прямо с чемоданом из Египта и Турции, поправить здоровье после морских курортов", — рассказала начальник отдела маркетинга "Белорусочки".
Около 80% отдыхающих в "Белорусочке" — это иностранцы. Преимущественно россияне. Хотя есть гости и из других стран — бывших республик СССР, а также из Израиля. Все русскоговорящие.
"С языком проблемы не было. Все понимают русский язык. Вот у нас в данный момент Туркмения, Узбекистан, Украина, Эстония, Израиль", — уточнила Шишло.
На приезд иностранцев из дальнего зарубежья здесь, похоже, не очень рассчитывают. Хотя в связи с экономическим кризисом поток восточных гостей стал ощутимо меньше. Разве что в этом году ситуация немного стабилизировалась — вместо закрытой для них Турции россияне поехали в белорусские санатории, хоть и не так активно, как раньше.
В борьбе за туриста
В Республиканском центре по оздоровлению и курортно-санаторному лечению признают проблемы. Чтобы понять их масштаб и как-то простимулировать к развитию здравницы, затеяли в этом году аттестацию.
"Конечно, остро проблема стоит. И языковые барьеры большие. Ведь почему к нам не едет западный потребитель — сегодня мало где на ресепшене можно найти сотрудника, который может говорить на английском языке. Но они учатся", — рассказал Sputnik директор центра Болбатовский.
Из 113 санаториев только 9 получили по итогам аттестации высшую категорию. Но здесь немаловажно и другое, подчеркнул Болбатовский: собственники здравниц много вкладывают и в номерной фонд, и в медоборудование. В итоге в здравницы Брестской и Гродненской областей в последние годы активно поехали поляки и немцы.
"Экспорт по Гродненской области в первом полугодии этого года вырос в три раза, поехали граждане Польши и Германии", — уточнил Болбатовский.
Что же до сервиса, то "дайте время", говорят и в центре, и на местах. Во всяком случае, понимание, что "гость всегда прав" в белорусских санаториях начало появляться.
"Без качественного сервиса в санаториях нельзя. Сервис и медицина взаимосвязаны. Если человеку некомфортно в проживании, не будет результата от лечения. У наших сотрудников, и я это вижу, есть желание работать и помогать. Просто надо стремиться, чтобы это желание не пропало. А это зависит в том числе и от того, как здесь устроена работа для людей. Нужно, чтобы и оплата была соответствующая, и чтобы люди ценились", — рассказала Sputnik главная медицинская сестра "Белорусочки" Татьяна Семенова.
Так или иначе, по ее ощущениям, и "Белорусочка", и отношение к гостям здесь меняются в лучшую сторону. Во всяком случае, персонал старается.