Светлана Лицкевич, Sputnik.
Мастера тату вместо того, чтобы бить рисунки на коже клиентов, бьют тревогу: нередко приходится выполнять работу над чужими ошибками. Искусство перманентного макияжа в последнее время обретает все более причудливые формы. Научиться делать его сегодня совсем не сложно — нужны всего лишь пара уроков на YouTube и подержанная машинка для тату.
"Это стало настоящим бичом. Иной раз в магазин заходишь — на кассах такие "матрешки" сидят. Так и хочется спросить, за что же тебя так, милая?" — говорит один из старейших минских татуировщиков Сергей Боронцевич.
Его эстетический вкус возмущает засилье плохой работы, которую он все чаще видит на лицах белорусок. Искусство мастера в том и состоит, чтобы усилить акценты, но не превратить красавицу в расписную матрешку. "А когда перманент у женщины можно определить невооруженным взглядом из другого конца магазина — это уже карикатура, а не работа", — констатирует Боронцевич.
У них с женой маленькая студия тату в центре Минска. Сергей был одним из первых мастеров в нашей стране, начал свой бизнес еще в 90-х, много ездил, получал опыт, брал мастер-классы у европейских гуру. По его словам, для того, чтобы стать профессионалом своего дела, татуировщику надо не пару уроков с You tube, а лет пять хорошей практики.
"Это же не по дереву вырезать — это женское лицо. Иногда такой жесткий брутализм, что слов нет", — негодует Сергей.
Боронцевич признался, что этот всплеск народного творчества ему совсем не по душе. Ведь все чаше приходится не собственным творчеством заниматься (а он утверждает, что тату — это искусство в чистом виде), а исправлять чужие ошибки на зареванных лицах клиенток.
"Сначала все хотят сэкономить. А доморощенные мастера — они не гордые. Высоко ценовую планку не поднимают. Вот только на исправление таких художеств придется потом немало потратить", — по словам мастера, исправить чужой брак всегда сложнее, чем сделать работу с чистого листа.
Нанесение татуировки в нашей стране — лицензируемая деятельность. Но самодеятельных татуировщиков это не останавливает.
"Все делается под черным флагом. Посмотрел видео, купил подержанную машинку — и пошел разукрашивать соседей-товарищей", — объясняет Сергей. Ни налогов умельцы не платят, ни реальной ответственности не несут. К тому же они просто девальвируют, обесценивают профессию.
"Для того чтобы понять кожу, ее тип, чтобы уметь прогнозировать, как она себя поведет — надо лет пять, не меньше. Причем не только опыта набираться, руку набивать, но и учиться — семинары, мастер-классы и прочее. Это должны быть годы работы — опыта и познания, ошибок и удач. А у нас люди жлобятся — не понимают, что профессионал вырастает в том числе и на чужом опыте, что надо встречаться с лидерами, учиться. А это все стоит денег — в ту же Москву съездить — это тысячу долларов надо положить: дорога, гостиница, платные уроки", — пояснил Боронцевич.
Конечно, как и в любом деле, бывают талантливые самоучки, которые сразу работают тонко и филигранно. Но татуировщик говорит, что таких встречал нечасто. Куда больше "криворуких", когда после их работы красавица становится похожа на Инну Чурикову в фильме "Морозко". А вместо удовольствия — множество проблем — ведь исправить чужие ошибки сложно. В особо тяжелых случаях неудачную работу надо убирать лазером, ждать заживления, после пытаться скорректировать рисунок — это и денег стоит немалых, да и по ощущениям — не самая приятная процедура.
Поэтому, если вы все-таки решили чуть подправить изгиб брови или сделать тату на память, не стоит отдавать себя в руки человека, о мастерстве которого вам ничего не известно. Оптимальный вариант — найти его клиентов и узнать их мнение. Не стесняйтесь попросить мастера показать его портфолио, расспросить о его опыте, техниках, которыми владеет, сертификатах об обучении. Оптимально — изучить сайты потребительских отзывов, посмотреть, что о нем люди пишут.
"А если не пишут совсем ничего, т.е. мастера, к которому вы собрались, просто нет в интернете, я бы не рискнул к такому обратиться", — резюмировал Сергей Боронцевич.