Анна Соколова, Sputnik.
Расстояние между Минском и Гомелем теперь можно преодолеть с комфортом меньше чем за три часа. Дорога стала шире, на ней по две полосы в каждую сторону. Водителям легковушек можно ехать 120 км/час, грузовиков — 100 км/час, за исключением участков у переходов.
Работы на трассе велись в три этапа на деньги Всемирного банка и китайские инвестиции. Первым преобразования пережил отрезок от Пуховичей до Бобруйска, где генеральным подрядчиком выступала итальянская организация "Тодини". Две остальные очереди — от Жлобина до Гомеля и от Бобруйска до Жлобина — контролировала Китайская корпорация по строительству дорог и мостов.
Контракт о финансировании был заключен в 2010 году, но приступили к работам в 2013-м. Работали на объекте белорусы, за качеством работ следили строгие по всем статьям сначала итальянцы, затем китайцы. Каждый день предписания — убрать то, другое, ходить только в касках…
Белорусские дорожники называют объект сложным из-за большого количества строительных развязок и мостов. К примеру, на завершающем участке Бобруйск-Жлобин, а это 77,8 км, устроено пять транспортных развязок, столько же мостов, в том числе через Березину. Тем не менее, объект сдали досрочно, с опережением графика на два месяца. Открытие приурочили к главному государственному празднику Беларуси — Дню Независимости.
"Досрочному вводу объекта есть простое объяснение: стабильное финансирование, высокие производственные мощности белорусских субподрядчиков, слаженная работа всех участников проекта. Погода, кстати, тоже способствовала. Вспомните, каким было прошлое лето, практически без дождей. Для дорожников это идеальный вариант работать, не выбиваясь из графика", — объяснил ударные темпы министр транспорта и коммуникаций Анатолий Сивак.
Прибывший на торжественное открытие автодороги вице-премьер Беларуси Владимир Семашко назвал условия сотрудничества с КНР чрезвычайно выгодными и заверил, что вложенные средства скоро начнут окупаться.
"Дорога стратегическая, транзитная, позволяет попасть из Украины и России к прибалтийским портам. Мы ожидаем увеличение интенсивности перевозок по ней в 2-3 раза. На одном только транзите рост должен составить 35 процентов", — апеллировал к проведенным накануне расчетам Владимир Семашко.
Следующий шаг — развить вдоль трассы инфраструктуру. Пока обустроены так называемые промежуточные площадки отдыха с заездами для крупного транспорта, столиками и туалетами. Кафе, мини-гостиницы и прочие блага создадут инвесторы. Над их поиском попросят поработать местные власти.
"Проезжающие транзитом должны получить возможность отдохнуть, познакомиться с нашей культурой, получить удовольствие. И они так или иначе будут оставлять здесь деньги", — объяснил простую схему возврата вложенных средств Семашко.
На сегодня в Беларуси из областных центров только Гродно не связан со столицей такого класса дорогой. К концу 2018 года ее намерены построить.
Задействованные в грандиозной реконструкции дорожно-строительные тресты приобрели ценный опыт, существенно укрепили материально-техническую базу.
"Сначала было сложно, не хватало оборудования и подготовленных специалистов. Ситуация изменилась, когда около 40 млн долларов китайских денег вложили в покупку машин и механизмов. Зато теперь наши мощности позволяют выходить с предложениями услуг на зарубежные рынки. Мы получили лицензию на строительство всех видов автомобильных дорог в республике Казахстан, сегодня участвуем в двух тендерах Всемирного банка по реализации объектов на территории Украины", — озвучивает перспективы генеральный директор Гомельского дорожно-строительного треста №2 Александр Петренко.
Гарантийный срок новой автодороги — пять лет. Но строители уверяют, что до первой серьезной трещины придется ждать 10-15 лет. Говорят, строили так, как это делают в Германии и Польше. При производстве асфальтобетона впервые использовали отечественную резино-битумную вяжущую добавку. Ноу-хау белорусских ученых позволило снизить затраты. Увеличит ли оно сроки эксплуатации дорожного полотна — время покажет.