МИНСК, 28 июн — Sputnik. Зрительный зал Русского театра был заполнен, все собравшиеся пришли с цветами, почти каждый — в элегантном черном костюме. Зрители поднимались на сцену, где можно было проститься с Ростиславом Янковским.
Его фото, как всегда, висит на стене театра в ряду прочих актеров, но сегодня оно перевито черной лентой.
"Ушел из жизни очень красивый человек"
"Здесь много незнакомых людей, это все зрители, просто почитатели таланта Ростислава Ивановича", — говорили сотрудники театра. Самих сотрудников в зале мало — все они суетились за сценой, организовывали церемонию прощания. На подъезде к театру — автобусы с ротой почетного караула, бесконечно прибывали венки — от дирекции кинофестиваля "Лістапад", от родственников, от поклонников, от президента.
Главное, что вспоминали сотрудники театра о Янковском — его готовность откликнуться на любую просьбу.
"Будь то путевка, квартира — что угодно, до куска мяса в сложные времена. Каждый, кто обращался к нему за помощью, получал ее. Не было никого, кто остался бы без его внимания", — рассказал замдиректора театра Игорь Андреев.
С цветами в руках Sputnik встретил критика, кандидата наук Людмилу Саенкову, которая тут же подтвердила теплые слова коллег Янковского об актере и вспомнила о своей первой встрече с мэтром сцены.
"Когда я впервые увидела Янковского на сцене театра в роли Макбета, я была потрясена. Приехала из провинции, зеленая, и я попросила о встрече. До сих пор удивлена, как он серьезно разговаривал со мной в гримерной, для меня сделанные там записи — самое ценное. До сих пор испытываю благодарность и уважение к нему, он был мастер, король сцены, демократичный, открытый, щедрый. Нет белоруски, которая бы не восхищалась им и как мужчиной. Уже говорила сегодня коллегам, что сегодня ушел еще и очень красивый человек", — поделилась Саенкова.
Ростислав Иванович написал и предисловие к первой книге исследовательницы, посвященной кинофестивалю "Лістапад". Среди присутствующих много тех, кого с Янковским связал именно фестиваль.
"Ростислав Иванович любил и театр, и кино, но мы с ним обсуждали в больнице, что любимым его детищем был "Лістапад". Его хорошо знали за пределами Беларуси, многие актеры приезжали на фестиваль именно к нему — они ехали в гости к Янковскому. Его прекрасная супруга готовила обеды дома. Это была добрая традиция: завтрак, переходящий в обед, у Ростислава Ивановича, потом — прием у мэра города… Команда состояла в основном из студентов, никто из нас не получал денег за работу над фестивалем, и работа над "Лістападом" начиналась всегда дома у Янковского", — вспоминала о совместной работе над фестивалем бывший директор "Лістапада" Валентина Степанова.
Несмотря на регалии Янковского, на фестивале он общался с каждым, как с равным.
"Когда мы работали на "Лістападе", все были равны. Студент придет подписать у него документы, его жена Нина Давыдовна всегда накормит обедом, яблочко с собой даст. Это всегда была атмосфера любви и уважения", — поделилась Степанова.
Она вспомнила, что Янковский был фактически духовным отцом театра, что в театр приходили на Янковского.
"Не было человека, который не получил бы помощи Янковского"
Сотрудники театра — а они пришли проститься с актером в полном составе, здесь и режиссеры, и актеры, и технические работники — вспоминают каждый свой памятный эпизод знакомства с Ростиславом Ивановичем.
"Расскажу вам только один эпизод. В 1976 году мы репетировали спектакль "Муж и жена снимут комнату", где он играл небольшую роль отца. И почти одновременно мы репетировали спектакль по Горькому — "Последние", где он играл Якова. Он всегда был очень трудолюбивым человеком, вгрызался в работу, и я однажды спросил — Ростислав Иванович, а что вы так неистово копаете в небольшой роли отца? А он ответил — в этой роли я ищу то, что буду играть в конце года в "Последних". И в этом величина актера — он сегодня искал то, что понадобится в будущем", — вспомнил замдиректора Театра Горького Игорь Андреев.
Валентина Еренькова — любимый режиссер Янковского, начинала свой творческий путь рядом с Ростиславом Ивановичем как актриса. Вспоминает, что это один из тех актеров, который на репетиции являлся заранее, непременно знал текст и своей выправкой заставлял подтягиваться и других актеров — рядом с таким мэтром и из уважения к нему никто не хотел попасть впросак.
"Я имела честь участвовать в проведении четырех его юбилеев. Он шутил, мы обсуждали с ним и следующие юбилеи, я была убеждена, что он будет жить долго — и он будет жить, пока мы будем его помнить. Он оказал неоценимую услугу театру, служа ему, как рыцарь. Он рыцарь не только нашего театра, но и всего культурного пространства бывшего Советского Союза", — вспоминает Янковского режиссер.
Она убеждена, что Янковский был одержим профессией. Таких людей, считает она, осталось не так много. Еренькова подтверждает — нет людей, которые, обратившись к Янковскому за помощью, не получили бы ее.
"Он останется в сердцах всех, кто его помнит, он дух этого театра. Нам его очень не хватает", — добавила режиссер.
Гражданская панихида состоялась на большой сцене Русского драматического театра, в котором Янковский работал с 1957 года.